Как застраховать авто по ОСАГО через интернет?
Прошло уже больше 2 лет с того момента, как владельцам автомобилей впервые стало доступно оформление автостраховки ОСАГО через интернет. О том, каким образом можно оплатить ОСАГО онлайн, каковы преимущества и недостатки данного способа, а также о его проблемах и перспективах читайте в данной статье.
Краткая история возникновения Е-ОСАГО
Возможность приобрести страховку на машину в сети интернет появилась у граждан РФ в июле 2015 года. До этой даты продажа и, соответственно, покупка электронных полисов не то чтобы была запрещена, она была просто невозможна ввиду того, что юридическую силу имел только бумажный вариант страхового полиса. При этом уже тогда многие страховые компании предлагали своим клиентам услугу заказа полиса в интернете на своих сайтах с последующей доставкой уже оформленного ОСАГО. Данный механизм приобретения полиса быстро снискал популярность у граждан, а потому полноценная легализация электронного страхования была лишь вопросом времени.
В июле 2015 года было законодательно закреплено такое понятие как «электронный полис ОСАГО», а владельцы автомобилей со всей территории РФ получили возможность оформить страховку в интернете. Некоторое время действовал так называемый «тестовый период», в течение которого можно было лишь продлить страховой полис, но уже в октябре того же года все ограничения были сняты – и теперь можно приобрести ОСАГО у любой понравившейся страховой компании в онлайн-режиме.
За первый год с небольшим данной возможностью воспользовались более 300 тысяч автолюбителей. С 1 января 2017 года наличие сервиса по продаже электронного полиса стало обязательным требованием для всех организаций, предоставляющих услуги по оформлению ОСАГО, поэтому можно не сомневаться, что популярность страхования в интернете будет только расти.
Порядок оформления полиса
Процедура заказа автостраховки в интернете выглядит следующим образом:
- Владелец автомобиля регистрируется на сайте какой-либо из страховых компаний.
- Затем он вводит запрашиваемые данные о себе и своей машине.
- Система расчета определяет конечную стоимость ОСАГО с учетом всех коэффициентов (регион, бонус-малус и т.д.).
- После этого следует самый проблемный этап – сверка полученных от клиента данных с базой РСА. Сложности возникают из-за того, что информация в базе зачастую недостоверна.
- В случае успешного прохождения проверки, гражданину останется только оплатить стоимость полиса любым удобным для него способом. На данный момент это можно сделать как посредством банковской карты, так и с помощью систем онлайн-расчета: Webmoney, QIWI, Яндекс. Деньги и других.
- После подтверждения оплаты компания вышлет бланк страховки в личный кабинет на сайте либо на электронную почту. Для полноценного пользования клиенту достаточно просто распечатать его.
Список необходимых документов
В ходе оформления полиса ОСАГО онлайн автомобилистам понадобится указать данные со следующих документов:
- паспорт владельца автомобиля;
- водительские удостоверения граждан, которые будут допущены к управлению транспортным средством;
- свидетельство гос. регистрации или паспорт на машину;
- диагностическая карта технического осмотра автомобиля.
Что интересно – проверить действительность наличия у гражданина всех перечисленных документов никто не сможет, так как система запрашивает только данные из них. Вместе с тем при заключении страхового договора в офисе компании владелец машины будет обязан предоставить все указанные выше документы согласно действующему закону об ОСАГО. Исходя из этого, электронный вариант приобретения полиса – отличный выход для тех, кто не имеет возможности собрать требуемый пакет документов (например, паспорт был отдан в посольство для получения визы), но располагает всеми нужными для оформления сведениями.
Электронная подпись
В том случае, если страхователем автомобиля выступает физическое лицо, для заключения договора ОСАГО необходимо удостоверить его простой электронной подписью. В таком качестве может выступать обычная комбинация логина и пароля, активация аккаунта на сайте посредством мобильного телефона и т.п. Никаких отдельных дорогостоящих устройств и специальных документов заказывать не нужно.
Если же владельцем автомобиля выступает юридическое лицо, то для приобретения полиса ему придётся использовать усиленную квалифицированную электронную подпись (в соответствии с законодательством об ОСАГО). Сделать такую подпись можно только в специализированных аккредитованных центрах. Она может совершенно по-разному выглядеть (USB-токен, смарт-карта, программа для компьютеров и мобильных устройств), а стоимость такого удовольствия начинается от 1500 рублей.
В настоящее время рассматривается законопроект, по которому наличие усиленной электронной подписи станет обязательным условием не только для юридических, но и для физических лиц. Если он будет принят, то процесс оформления ОСАГО в интернете будет значительно усложнен. К тому же будет потеряно основное конкурентное преимущество онлайн страхования – возможность приобретения полиса без личного похода в какую-либо организацию, ведь сделать себе усиленную электронную подпись граждане смогут только путем личного посещения специализированного учреждения.
Более подробную информацию об ЭЦП, вариантах ее получения и особенностях использования можно узнать в статье «Электронная подпись для онлайн-ОСАГО».
Особенности оформления электронного полиса
При оформлении электронного полиса через интернет необходимо учитывать целый ряд нюансов, описанных ниже.
1. Будет ли учитываться КБМ, если заказывать ОСАГО в интернете?
КБМ (коэффициент бонус-малус) – показатель безаварийности вождения водителя. То есть автолюбителям, имеющим определенный стаж вождения без виновности в ДТП, при заказе автогражданки полагается скидка согласно КБМ. Для тех лиц, кто являлся виновником ДТП, всё будет с точностью наоборот – цена на ОСАГО увеличится в соответствии с КБМ. Данные правила будут учитываться и при расчете цены во время заказа электронного полиса. Все нужные для этого данные также заносятся в базу РСА.
2. Обязательно ли возить с собой распечатанную версию полиса?
На юридическом уровне бумажная и электронная версии страхового свидетельства полностью равнозначны, но желательно всегда иметь при себе распечатанную копию ОСАГО. Несмотря на то, что в законодательство в 2017 году были внесены изменения, обязывающие сотрудников ГИБДД проверять наличие и действительность документа через онлайн-сервисы, иногда такой возможности просто нет (отсутствует интернет, проблемы с сервером и т.д.). И хотя на практике ещё не было резонансных случаев конфликта водителей с инспекторами из-за отсутствия бумажного эквивалента страховки, его наличие точно не помешает.
3. Как можно удостовериться в том, что запрашиваемая на сайте сумма соответствует действительной цене страховки?
Скепсис многих владельцев машин в вопросе оформления и оплаты страхового свидетельства в интернете связан именно с финансовой стороной. Ведь приобретая ОСАГО в офисе страховой компании, всегда можно попросить сотрудника подробно рассказать о том, откуда именно взялась итоговая сумма. Однако на страницах многих организаций данной информации минимум. Чтобы не попасть впросак, рекомендуется перед оплатой предварительно рассчитать конечную цену полиса с помощью специализированного калькулятора, который без труда можно найти на порталах, посвященных данной тематике.
Плюсы и минусы онлайн-покупки ОСАГО
Вот перечень основных преимуществ удаленного оформления полиса ОСАГО:
- экономия сил и времени, так как нет необходимости куда-либо ехать;
- отсутствие очередей и бумажной волокиты;
- безопасность хранения полиса. Его нельзя потерять или испортить;
- выгода с финансовой точки зрения. Клиент может оплатить только стоимость самого полиса, и ему не будут навязываться бесполезные дополнительные услуги.
К основным недостаткам относятся следующие:
- вероятность нарваться на мошенников, которые под видом страховой компании могут продать поддельное свидетельство;
- отсутствие возможности удаленного оформления полиса в случае, если информация о владельце отсутствует в базе РСА (туда заносятся сведения тех, кто уже хотя бы раз страховал транспортное средство). Да и сама база данных РСА не может похвастаться достоверностью. То есть даже если сведения были внесены человеком верно, не факт, что в итоге он сможет заказать страховой полис;
- если при заполнении необходимых данных гражданин допустил ошибку (а сделать это легко, учитывая объемы вводимой информации), то исправить ее будет куда сложнее в сравнении с подобной ситуацией в офисе страховщика.
Где можно оформить ОСАГО онлайн?
Согласно действующему законодательству страховые компании могут продавать автогражданку только на своих официальных сайтах. Ввиду этого наилучший способ не быть обманутым мошенниками – удостовериться в том, что веб-ресурс, на котором планируется приобрести страховку – действительно официальная страница организации. Также нужно помнить о том, что изначально заполняются и сверяются системой все данные, подсчитывается цена полиса и лишь затем требуется оплата.
Актуальный список страховщиков, продающих ОСАГО в интернете, всегда доступен на сайте РСА. На текущий момент продажу осуществляют следующие страховые организации:
- ОАО «АльфаСтрахование»;
- САО «ВСК»;
- ООО «Ренессанс Страхование»;
- ООО «Зетта Страхование»;
- СПАО «Ингосстрах»;
- АО «Интач Страхование»;
- АО «Либерти Страхование»;
- ЗАО «МАКС»;
- СПАО «РЕСО-Гарантия»;
- ООО РСО «Евроинс»;
- ПАО САК «Энергогарант»;
- ПАО СГ «Хоска»;
- ПАО СК «Гайде»;
- ООО СК «Московия»;
- ООО СК «Паритет-СК»;
- АО «Страховая группа УралСиб»;
- АО «Тинькофф Страхование»;
- САО «Эрго Страхование»
- и другие.
Кроме этого, оформить страховку в большинстве из перечисленных выше компаний можно через сервис госуслуг. О том, как это сделать, можно прочитать в статье «Как оформить ОСАГО через сайт Госуслуги?».
Нужно отметить, что лишь малая часть страховых организаций не имеет проблем с системой онлайн-продажи. Зачастую данные сервисы временно недоступны, на некоторых можно только продлить полис, а часть компаний страхует жителей только тех регионов, в которых у них создан филиал.
Проблемы интернет-страхования
В настоящее время существует ряд проблем в интернет-страховании ОСАГО:
- Незаинтересованность страховых компаний в развитии данного направления. Причина проста – это гораздо менее прибыльная сфера, чем личная продажа в офисе. Отсюда и растут корни у многочисленных «технических проблем» и «ошибок доступа» на сайтах соответствующих организаций. Однако 1 января 2017 года вступил в силу закон, по которому продажа электронного варианта полиса стала обязательной для страховщиков. За неисполнение этой обязанности будут следовать санкции.
- Обилие мошенников. Выше уже упоминалось об одной из основных схем мошенничества в этой сфере – поддельные сайты страховых компаний, продающие недействительные страховки. В принципе опытному пользователю распознать данный обман несложно, но многие владельцы машин – новички в интернете, и могут попасться даже на не самую качественную подделку.
- Несовершенство системы продаж в техническом плане. В первую очередь речь идет о базе РСА, информация в которой полна ошибок и недостоверностей. По неофициальной статистике с данной проблемой сталкивается до 70% автомобилистов, пытающихся застраховать машину. Кроме того, зачастую при оформлении е-ОСАГО на сайтах возникают технические неполадки, которые не позволяют закончить оформление до конца. Для решения этой проблемы РСА был создан специальный сервис Е-ОСАГО ГАРАНТ, который позволяет довести процедуру до конца. Каким образом это действует, что это за сервис и как давно он работает можно узнать из статьи «Что такое "Е-ОСАГО Гарант"».
Пример приобретения полиса ОСАГО через интернет
В качестве примера приведена инструкция по покупке автогражданки в страховой компании ВСК:
Для начала нужно зайти на сайт организации – https://www.vsk.ru/ и нажать на окно «Купить полис ОСАГО» либо «Продлить ОСАГО» (если уже имеется страховое свидетельство от ВСК с истекшим сроком действия).
Далее следует этап заполнения данных. Модель и марку автомобиля лучше указывать в уже готовом списке, а не вводить самостоятельно. В целом желательно ориентироваться на сведения из предыдущего полиса (так как именно с ним будут сверяться введенные данные). Номер машины нужно набирать кириллицей:
После этого нужно указать сведения о водителе автомобиля и данные техосмотра. Наличие последнего проверяется путем сверки с базой ЕАИСТО. Лучше заранее сделать такую проверку самостоятельно (в интернете существует множество сервисов, бесплатно предлагающих подобную услугу) во избежание неприятных сюрпризов.
На следующем этапе клиенту предложат заказать дополнительные услуги. Если водителю это не интересно – от них легко отказаться, убрав соответствующие галочки.
Когда все данные будут введены, начнется их проверка. В случае ее успешного окончания владельцу машины предложат оплатить полис несколькими способами на выбор.
Заключение
Таким образом, застраховать свой автомобиль через интернет довольно просто. Благодаря принятым нововведениям в законодательстве, все страховые компании обязаны предоставлять услуги по продаже электронного полиса. Автовладельцу предстоит только выбрать такую компанию, а затем следовать инструкциям на ее сайте для оформления и покупки полиса.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Наличие у страхователя электронной цифровой подписи значительно облегчает процедуру приобретения полиса обязательного страхования гражданской ответств ...
-
СПо статистике ЦБ за I полугодие 2018 г. доля е-ОСАГО от общего объема продаж обязательной «автогражданки» составила более 25%, а объем премий, получе ...
-
Автострахование является обязательным для всех владельцев транспорта. Вопрос о том, где оформить полис обязательного страхования гражданской ответстве ...