Наверх

Порядок расчета износа транспортного средства по ОСАГО

Действующий расчет износа автомобиля впервые был внедрен РСА в 2014 году, что было обусловлено сильным разбросом цен на запчасти, работы и восстановительный ремонт. Разработчиком ключевого документа со сложным названием «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» выступил Центробанк РФ.

В материале, посвященном независимой экспертизе после ДТП по ОСАГО подробно описано, на что опирается эксперт при расчете износа, товарной стоимости остатков и всей процедуре, а в данной статье рассмотрен непосредственный порядок расчета износа ТС. Практическая польза этого процесса состоит в определении разницы между стоимостью новой детали и изношенной.

Итак, законодательные нормы оговаривают четыре типа комплектующих ТС, связанных с износом:

  • деталей, узлов, агрегатов;
  • шин транспортного средства;
  • находящихся в худшем состоянии против всего ТС;
  • элементов, для которых значение износа равно 0.

Ниже рассмотрен порядок оценки каждой группы комплектующих ТС.

Износ комплектующих

Для оценки величины износа специалисты применяют сложную формулу. Она включает частные факторы, связанные с конкретным ТС, и общие, что применимы ко всем транспортным средствам данного типа:

Формула оценки величины износа

В данной формуле присутствуют следующие показатели:

  • Ики — износ комплектующего, исчисляемый в процентах;
  • е — натуральный логарифм, принимаемый равным 2.72;
  • ΔТ — коэффициент отношения срока эксплуатации комплектующего к износу;
  • Тки — срок эксплуатации агрегата в годах;
  • ΔL — коэффициент отношения пробега ТС к износу конкретной детали;
  • Lки — пробег ТС в тысячах километров.

Параметры ΔТ и ΔL,в отличие от показателей конкретного транспортного средства, принимаются равными среднестатистическому возрасту транспортного средства и его пробегу. В частности, показатель срока эксплуатации отечественных автомобилей — ВАЗ, ГАЗ, УАЗ, ЗАЗ или ТагАЗ — принимается за 0,057, а среднего износа — за 0,003.

В Положении «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» значится параметр, касающийся усредненного пробега транспортных средств. Он описан в Приложении 8 и применяется для ряда показателей вышеприведенной формулы. Законодатель считает, что в той же Адыгее легковой автомобиль физического лица проезжает 14, юридического — 22, грузовое ТС — 55, а такси и автобусы — 80 тыс. км.

Расчет износа по ОСАГО

Данные цифры получены на основании многолетней работы и, вероятнее всего, недалеки от истины. Но применяют среднестатистический пробег только в случае, когда одометр транспортного средства сломался в результате ДТП или не функционировал!

Износ шин

Для определения износа шин применяют куда более простую формулу, однако покрышка возрастом от трех до пяти лет считается дополнительно изношенной на 15%, а в возрасте старше — на 25%.

Формула определения износа шин

В этой формуле используются следующие коэффициенты:

  • Иш — износ шины;
  • Нн — высота протектора у новой покрышки;
  • Нф — фактическая высота протектора;
  • Ндоп — минимальная допустимая высота протектора согласно закону.

Износ деталей и агрегатных узлов

Приложение № 6 Методики оговаривает повышающий коэффициент для деталей, узлов и агрегатов, которые находятся в худшем — по отношению ко всему транспортному средству — состоянии. На практике это означает, что битые, крашеные, колотые запчасти оцениваются на порядок ниже визуально исправной. В представленной ниже таблице приведены значения таких коэффициентов.

№пп
Показатель
Коэффициент
1
Повышенная коррозия
25%
2
Повреждения детали более 10%, не относящееся к ДТП
30%
3
Видимые следы ремонта с нарушением технологии
40%
4
Дефекты и повреждения ЛКП более 10%, не относящиеся к ДТП
25%
5
Ремонтные врезки, вставки, армирование
40%
6
Царапины, сколы и потертости фар и фонарей
45%
7
Повреждения неокрашенного пластика, не относящиеся к ДТП
40%

Комплектующие, не подверженные износу

В Положении есть третья категория комплектующих, которые попадают в категорию «не подвергаемые износу». Их количество велико и достигает 102 штук, и их основной признак — выполнение функций по обеспечению активной и пассивной безопасности транспортного средства. В частности, туда относятся пиропатроны и подушки безопасности, элементы гидравлической и пневматической системы тормозов, элементы рулевого управления, опорно-сцепные устройства (включая трамвайные).

Список комплектующих, представленный в Положении, нельзя считать всеобъемлющим. В нем отсутствуют такие элементы, как стекла (априори не подверженные износу), часто страдающие в «тычковых» ДТП фары и фонари, элементы крепления радиатора и вентилятора (допустим, «телевизор»), многие другие. Если детали ходовой части можно приравнять к расходным материалам и начислить износ, то ряд конструктивных элементов автомобиля служат десятки лет без утраты функций.

Подводя итог

Расчет износа по ОСАГО достаточно сложная и специфичная тема, где есть место и двоякому толкованию норм, и злоупотреблениям. Независимые эксперты от СК и эксперты-техники со стороны могут, пользуясь методикой, насчитать совершенно разные цифры. Потерпевшим в ДТП, недовольным размером компенсации по ОСАГО, лучше обратиться к калькуляторам ОСАГО или опираться на среднестатистические выплаты по подобным автомобилям.

Самостоятельная попытка расчета вряд ли увенчается успехом, ведь для важнейшего параметра — определения стоимости оригинальной детали согласно РСА — нужно знать заводские коды элементов, а найти их в открытом доступе вряд ли удастся.

Советуем почитать: Полная гибель (тотал) автомобиля при ОСАГО
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще