Европротокол при ДТП и его «подводные камни»
Внедрение упрощенной схемы оформления ДТП упростило проведение процедуры и сократило сроки ее реализации. На сегодняшний день водители вправе самостоятельно урегулировать конфликт, определить виновное лицо и заполнить извещение при страховом полисе. Документ оформляется с целью регистрации дорожного происшествия. Он обосновывает проведение платежей страховыми компаниями. Форма европротокола идентична для всех стран. Различие заключается только в языковом отображении содержания. Такое решение позволяет упростить процедуру для водителей, попавших в аварию на территории не своей страны. Несмотря на явные плюсы в оформлении ДТП по европротоколу, процедура имеет и подводные камни. Какие они и как их избежать?
Что это за документ и каково его предназначение?
Документ, оформляемый водителями или аварийным комиссаром на месте происшествия без присутствия сотрудника ГИБДД, называется европротоколом. Другое его название – извещение о ДТП. Бланк документа является приложением к полису ОСАГО. Он состоит из двух страниц, одна из которых является оригиналом, а вторая автоматически копируется при заполнении первого листа. Европротокол оформляется на месте происшествия. Перед его заполнением, участникам ДТП рекомендуется обсудить обстоятельства и прийти к общему мнению. В разделы документа данные вписываются от руки. Отображенная информация должна быть достоверной, читабельной и без помарок. Поскольку страховые компании относят извещение к категории важного документа, обосновывающего финансовые выплаты, то их представители не принимают европротокол с исправлениями. Документ подписывается обоими водителями. Его оригинал остается у потерпевшего в дорожном происшествии, а копия передается виновному лицу. Оригинал извещения передается в страховую компанию, которая после рассмотрения документа, проводит выплаты за нанесенный ущерб.
Краткая история возникновения процедуры
Оформление ДТП по упрощенной схеме было перенято Россией с зарубежных законов. Отечественные автомобилисты пользуются таким методом регистрации несложных аварий с 2009 года. До 2014 года водители относились с опаской к новой методике оформления дорожных происшествий, поскольку статистика показывала множество случаев мошенничества, отказов страховщиков в выплатах и снижение ее величины. С 01.09.2014 года в порядок оформления аварии по европротоколу был внесен раздел об ответственности виновника ДТП.
По новым правилам, при невыполнении им обязательств по своевременному оформлению документов и по предоставлению машины на осмотр, страховщик пострадавшего вправе требовать от него возмещения суммы, выплаченной потерпевшему. Создание единой электронной базы РСА с данными всех полисов увеличило популярность применения европротокола по причине возможности оперативной проверки актуальности полиса ОСАГО, что позволяет снизить вероятность мошенничества. 1 июля 2015 года изменениями в ПДД водителям были вменены обязательства об оформлении несложных ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. На сегодняшний день, участники дорожного происшествия могут самостоятельно заполнить европротокол и уведомить страховщика о событии.
В каких случаях разрешается оформление по европротоколу?
Оформление дорожного происшествия по европротоколу возможно только в ситуациях, когда параметры аварии соответствуют регламенту, при котором допускается такое решение. Упрощенная схема регистрации ДТП может быть проведена ее участниками самостоятельно. Положениями нормативно-правовых источников разрешено оформление аварии по европротоколу в ситуациях:
- Участия в дорожном происшествии не более двух автомобилей, в том числе и прицепа;
- Отсутствия пострадавших;
- Нанесения повреждений только тем транспортным средствам, которые отнесены к категории участников аварии;
- Отсутствия повреждений иного имущества, в том числе другого транспорта, деревьев, оград и зданий;
- Достижения единого мнения у водителей в отношении обстоятельств события и признания одного из его участников виновником.
Извещение заполняется только в случае одновременного выполнения всех регламентированных условий. При наличии сомнений пострадавшего лица в порядочности своего оппонента, не рекомендуется пользоваться такой схемой регистрации происшествия. Она также не актуальна при разном видении события и желании одного из участников привлечь к оформлению сотрудников ГИБДД. Отсутствие достаточных знаний о порядке заполнения европротокола, а также наличие страховки КАСКО у одного из водителей, является поводом для привлечения к процедуре аварийного комиссара.
Преимущества и недостатки
Преимущества оформления ДТП по европротоколу заключается в упрощении процедуры и сокращении времени ее проведения. Водители самостоятельно принимают решение о степени вины каждого из них. Снижаются их риски финансовых потерь за счет применения штрафных санкций. Плюсами использования такой схемы регистрации являются также разгрузка дорог и снижение нагрузки на сотрудников ГИБДД.
Подводные камни европротокола заключаются в порядке проведения мероприятий, предшествующих его оформлению и в нюансах заполнения документа. Место происшествия, обстоятельства, повреждения транспорта, его номерные знаки и номера на агрегатах, должны быть зафиксированы при помощи фото или видео. На их изображениях необходимо отобразить дорожную разметку и рядом расположенные знаки. Информация, представленная не в полном объеме, может расцениваться не в пользу потерпевшего, что станет причиной занижения страховых платежей или отказа в их выплате. Проблемы со страховщиком могут быть обусловлены некомпетентным оформлением европротокола, поскольку все разделы документа должны заполняться строго по регламенту, с положениями которого водители могут быть не знакомы.
В европротоколе должен быть отражен результат переговоров сторон и признание одного из водителей виновником. Отсутствие такой отметки может стать поводом для недобросовестного участника оспорить факт своей вины, а для страховой компании поставить под вопрос необходимость проведения выплаты ввиду возможности перенесения таких обязательств на страховщика другого участника водителя, претендующего на статус пострадавшего.
При заполнении раздела, раскрывающего обстоятельства ДТП, необходимо не только их описать, но и дополнить схемой движения, в которой отображено расположение обоих транспортных средств до момента столкновения во время и после происшествия. Оформляя план, важно отобразить направление движения автомобилей, актуальную разметку для дорожного участка, где произошло столкновение, знаки и точное место удара. Не допускается отображение упрощенной схемы, поскольку отсутствие информативности затруднит проведение расследование страховщиком с целью определения степени вины каждой из сторон.
Заключение
При компетентном заполнении извещения и при соблюдении порядка проведения мероприятия, у страховой компании не возникнет претензий, и ущерб оплачивается в полном объеме в установленные сроки. Широкое применение европротоколов позволило разгрузить сотрудников ГИБДД, за счет уменьшения количества вызовов на несложные ДТП, сократить время оформления процедуры и уменьшить пробки на дорогах. Однако, при возникновении сомнений у одного из участников происшествия в возможности регистрации ДТП по упрощенной схеме, следует вызывать специалистов уполномоченных органов.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
На сегодняшний день официально разрешено оформление дорожных происшествий без сотрудников ГИБДД. Законодательное решение актуально для мелких аварий, ...
-
Законодательные изменения 2017 года упростили процедуру оформления дорожных происшествий. На сегодняшний день авария может быть самостоятельно зарегис ...
-
Дорожное происшествие является неприятной стрессовой ситуацией для обоих его участников. Им предстоят не только финансовые расходы на восстановление т ...
-
В 2018-2019 годах планируется утверждение корректировок действующих нормативно-правовых актов, которые расширят права и возможности водителей, попавши ...