Что делать, если банк не принимает полис КАСКО?
Предоставление целевого кредита на покупку автомобиля часто связано с приобретением КАСКО на весь срок кредитования как обязательного требования банка. Одним из частых вопросов, возникающих в процессе оформления кредита, является отказ банка принимать полис КАСКО. В данной статье мы рассмотрим наиболее частые причины, почему банк может не принимать полис КАСКО, и как правильно оформить страховку, чтобы избежать ненужных проблем при оформлении кредита.
Популярные причины отказа
К оформлению страхового полиса КАСКО кредитная организация обычно предъявляет целый ряд требований. Так, банк может не принять полис и потребовать его переоформления в следующих случаях:
- Если полис приобретен в страховой компании, не входящей в список аккредитованных банком учреждений. Специалисты банковской организации могут устно заявить, что КАСКО не может быть принят от неаккредитованной компании. Данное требование, как правило, делается именно устно ввиду своей неправомочности. Если заемщик столкнулся с подобной ситуацией, необходимо составить письменное заявление в банк с требованием принять полис КАСКО в качестве страхового обеспечения объекта залога (автомобиля). Практика показывает, что при таком подходе кредитные организации все-таки соглашаются принять полис КАСКО от неаккредитованной компании, а также не накладывают штрафов за оформленный в неаккредитованной компании полис.
- Если при оформлении полиса не были соблюдены условия кредитной организации по размеру страховой суммы - например, она оказалась меньше суммы заемных обязательств по договору кредитования.
- В случае несовпадения данных выгодоприобретателя полиса. Например, в договоре кредитования с банком может быть установлено, что при нанесении ущерба автомобилю страховое возмещение должен будет получить заемщик-владелец автомобиля, а при полной утрате транспортного средства (включая угон) выплату получает кредитная организация, в то время как в страховом полисе КАСКО может быть указана иная схема выплаты страхового возмещения.
- При оформлении полиса с франшизой. Несмотря на то что большинством финансовых учреждений данный вид КАСКО принимается, условия и сумма по ней должны быть дополнительно согласованы с банком.
Что делать, если банк отказывается принимать КАСКО?
Ситуация с отказом банка от принятия оформленного заемщиком полиса КАСКО не является совсем уж безвыходной. Для урегулирования проблемы, следует предпринять следующие действия:
- Проверить, оформлен ли документ в соответствии с требованиями законодательства.
- В случае, если легитимность документа не вызывает сомнений, следует обратиться к руководству финансовой организации с претензией.
- При отсутствии ответа из финансовой организации, следует сообщить о нарушении прав клиента в вышестоящую организацию и направить жалобу в Центробанк России.
- Обратиться в Роспотребнадзор с заявлением о фиксировании случая нарушения прав потребителя, ущемления его прав выбора и возникновения убытков.
- Подать жалобу в Антимонопольную службу с целью доказать факт навязывания кредитной организацией услуг конкретных страховых организаций, и введения клиентов в заблуждение с целью продвижения услуг определенных организаций.
- Подать исковое заявление в суд.
Рассмотрим основные этапы перечисленных выше пунктов более подробно...
Первичное обращение в банк
Первое, что необходимо сделать в случае отказа сотрудника банка от принятия полиса КАСКО, это сообщить вышестоящему руководству финансовой организации о данном случае. Оптимальным решением станет отправка заказного письма с описью и обратным уведомлением, в котором будут указаны детали произошедшего случая, номер договора кредитования и полиса страхования. Описывая ситуацию с отказом в принятии документа, в заявлении можно сослаться на ФЗ «О защите прав потребителей» (ст. 16), в котором говорится о праве заемщика свободного выбора и недопустимости навязывания услуг той или иной организации.
Жалоба в Центробанк
Если руководством финансового учреждения будет проигнорирован факт обращения, следует обратиться с жалобой на незаконные действия финансовой организации в Центральный банк РФ. Сделать это можно одним из следующих способов:
- Подготовить электронное письмо о нарушении прав клиента и не предоставлении необходимой информации в сроки, установленные законом «О банках» - отправляется в электронном виде на сайт ЦБ.
- Отправить заказное бумажное письмо с уведомлением через Почту России, к которому приложить копии договора с кредитной организацией и страховщиком.
Иск в суд
Обращение в судебные инстанции – как правило вынужденный шаг, предпринимаемый только, если обращение к кредитору осталось без ответа. Срок, отведенный законом на рассмотрение заявлений граждан, составляет 30 дней. Заявление в суд должно быть подкреплено копиями договоров со страховщиком и кредитной организацией, а также копиями документов, подтверждающих факт обращения с жалобой к руководству.
Как избежать проблем с банком в дальнейшем?
Как правило, отказ кредитной организации принимать полис КАСКО возникает при оформлении полиса на втором и последующих годах действия договора кредитования. Для того, чтобы избежать возможных проблем с банком-кредитором, перед оформлением нового полиса КАСКО, следует предпринять следующие действия:
- Уточнить, является ли выбранная заемщиком страховая организация аккредитованной в этом банке.
- Согласовать с сотрудником отделения кредитной организации свое намерение выбрать именно эту страховую компанию. В случае препятствий представителя банка в согласовании, клиент банка может сослаться на постановление Российского Правительства N 386 от 30.04.2009. Данным постановлением предписана обязательность принятия банком полиса от любой страховой компании, соответствующей критериям надежности данного финансового института.
- Проверить степень надежности выбранного страховщика по ее рейтингу. Клиент может отследить надежность страховой компании, основываясь на рейтингах надежности экспертных агентств, таких как «Эксперт РА», S&P, Moody’s, имеющих свои собственные и независимые системы оценки.
Что делать при потере аккредитации страховщиком?
Список аккредитованных компаний в любой момент может быть изменен банком ввиду изменившегося положения компании и снижении оценок ее надежности. В случае потери страховой компанией аккредитации в банке или при снижении экспертной рейтинговой оценки, банк, при наличии соответствующих указаний в договоре, может ввести повышенную процентную ставку по использованию заемных средств, учитывая собственные возросшие риски неисполнения обязательств со стороны страховщика. В таком случае во избежание претензий со стороны банка, оптимальным решением будет расторжение договора со страховой компанией, у которой был снижен рейтинг, возврат страховой премии по КАСКО и перезаключение договора в новой страховой компании, удовлетворяющей требованиям банка-кредитора.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Последние годы добровольное страхование КАСКО набирает обороты на российском рынке, предлагая полную финансовую защиту, стабильность и надежность влад ...
-
Управление автомобилем связано с риском участия в ДТП и возможным нанесением имущественного вреда как собственному автомобилю, так и третьим лицам. Дл ...
-
На сегодняшний день на рынке представлено огромное количество программ КАСКО, включающих в себя различные опции и учитывающие самые различные потребно ...
-
В процессе практического правоприменения существующей законодательной базы в сфере добровольного автострахования часто возникают разночтения, в резуль ...