Как оформить полис ОСАГО без дополнительных услуг?
Согласно данным ЦБ в сентябре 2018 г. на навязывание допов при оформлении ОСАГО пожаловалось только 2% всех обратившихся. Это в несколько раз меньше, чем несколько лет назад. Но такие случаи на рынке страхования еще бывают. Что делать страхователю, если он попал в подобную ситуацию? Как отказаться от навязанной страховки по ОСАГО? Имеет ли право автовладелец на возврат уплаченной премии? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.
Как и зачем навязывают допы при оформлении ОСАГО?
Главной причиной навязывания дополнительных страховых продуктов при оформлении «автогражданки» является убыточность последней. За I квартал 2018 года объем собранных взносов по обязательному страхованию транспортных средств составил 46 млрд рублей, а объем выплат после ДТП превысил 32 млрд рублей. Убыточность сегмента складывается и из-за затрат на судебные разбирательства, которые инициируют недовольные размером возмещения или качеством ремонта после ДТП страхователи.
Дело в том, что навязывание дополнительных услуг мотивируется менеджерами СК такими причинами, как отсутствие бланков полисов, необходимость проверки указанных в заявлении сведений, необходимость ждать до 30 дней, когда заявление на оформление ОСАГО будет рассмотрено. Но при согласии на покупку допов все эти проблемы в момент прекращают иметь значение — чистые бланки находятся, рассмотрение заявления осуществляется за несколько минут.
Что делать, если навязывают?
Руководство страховых компаний ставит перед менеджерами задачу — реализовать как можно больше страховых продуктов. Самым легким путем является навязывание дополнительных «добровольных» страховок к полисам обязательного страхования. Без ОСАГО ни один автовладелец не сможет законно управлять своим транспортным средством, поэтому у него не остается выбора, если он хочет здесь и сейчас получить свой полис ОСАГО. Разумеется, такие действия страховщиков являются незаконными.
Что является навязанной услугой?
Следует отличать навязывание продукта или услуги от кросс-продаж. В первом случае менеджер в офисе СК или страховой агент злоупотребляет своим положением и не предлагает, а обязывает клиента приобрести дополнительную страховку или услугу (прохождение техосмотра, услуги эвакуатора после ДТП, юридическая консультация и т.д.). В противном случае отказывает в оформлении ОСАГО без допов в момент обращения автовладельца, но не дает письменного подтверждения этого отказа.
Во втором случае отношения между страховой компанией и клиентом строятся на доверии и лояльности. Страховщик может, отвечая на запрос страхователя, предложить ему дополнительно оформить еще один полис — на страхование жизни, имущества и т.д. Согласие или отказ клиента никак не влияет на процедуру оформления обязательной «автогражданки». Все осуществляется в рамках закона.
Доказательная база
Пункт 2 статьи 16 закона «О защите прав потребителей» запрещает обуславливать приобретение одних товаров и услуг обязательной покупкой других. Федеральный закон №40 «Об ОСАГО» обязывает страховые компании заключать договоры обязательного страхования автомобилей в день обращения клиента с соответствующим заявлением. Если есть мотивированные причины для отказа в оказании услуги, страховщик обязан предоставить письменное уведомление об этом страхователю. Если он этого не делает, но и страховку оформлять отказывается, автовладелец может:
- Зафиксировать отказ с помощью записи на диктофон или видеосъемки, предупредив заранее менеджера о том, ведется запись;
- Зафиксировать отказ при свидетелях. Ими могут стать такие же клиенты компании, находящиеся в офисе или любые другие лица.
Полученную доказательную базу необходимо приложить к жалобе. Претензию можно направить к руководителю страховой компании, в Центробанк, являющийся регулятором страхового рынка, в РСА, в Роспотребнадзор. За необоснованный отказ компании или агента в заключении договора и за навязывание дополнительных услуг по статье 15.34.1 КоАП РФ должностное лицо будет наказано штрафом от 20 000 до 50 000 рублей, организация — от 100 000 до 300 000 рублей.
Как отказаться от навязанной страховки?
Если при оформлении страхователем было куплено дополнительное ОСАГО, то в соответствии с Указанием ЦБ № 3854-У, он может отказаться от него в течение 14 дней с момента заключения договора. В заявлении автовладелец должен указать номер полиса, дату его приобретения, порядок возврата страховой премии, реквизиты счета. Страховщик не вправе не принимать заявление об отказе. В своей части документа он должен указать решение по обращению клиента, размер премии, которую возвращают страхователю, дату принятия заявления.
Можно ли вернуть деньги?
Согласно тому же Указанию Центробанка страховщик обязан осуществить возврат уплаченной за страховку премии в полном объеме или ее части пропорционально периоду действия договора страхования, если клиент подал заявление об отказе в течение 14 дней — «периода охлаждения». Вернуть деньги при отказе от страховки получится только, если за время действия договора страхования не наступил страховой случай. Возврат осуществляется в течение 10 дней.
Если страховщик по каким-либо причинам отказывается прекращать договор, то страхователь имеет право обратиться в суд. Но там придется доказать, что дополнительная страховка была навязана. Суд не будет учитывать устные показания клиента страховой компании, если в заявлении на заключение договора добровольного страхования будет стоять его подпись, подтверждающая желание приобрести полис.
Как оформить ОСАГО без дополнительных услуг?
Перед тем, как отказаться от ОСАГО с дополнительными услугами в офисе компании, автовладелец должен дать понять страховщику, что юридически подкован и готов отстаивать свои права потребителя в регулирующих инстанциях. Если в одной страховой компании не получилось оформить страховку, можно попытаться обратиться в другую — возможно там не навязывают дополнительных услуг и действуют в рамках закона.
Самый же действенный способ купить обязательную «автогражданку» без допов — его оформление на официальном сайте страховщика. В форме заявления на электронное ОСАГО также могут содержаться предложения о приобретении дополнительных услуг, но на них можно просто не соглашаться. Если во время оформления произойдет технический сбой, страхователь будет перенаправлен на сайт РСА, где может заключить договор «автогражданки».
Какие страховые компании выдают полис ОСАГО без страхования жизни?
По закону все страховые компании обязаны в своем офисе, через агентов или на сайте оформлять полисы «автогражданки» без навязывания других услуг. Так что страхователь может выбирать страховщика по умению вести дела, репутации на рынке, стоимости «автогражданки» для конкретного автомобиля, отзывам автовладельцев и т.д. Если страховая компания крупная и дорожит своей репутацией, то оформить в ней ОСАГО без дополнительных страховок не составит труда. В таблице ниже представлены предложения от нескольких известных страховщиков.
Название страховой компании
|
Стоимость полиса ОСАГО, руб.
|
Стоимость полиса ОСАГО с дополнительной услугой страхования жизни, руб.
|
---|---|---|
«Ингосстрах»
|
11 530
|
12 906
|
«РЕСО-Гарантия»
|
8 681
|
9 783
|
«СОГАЗ»
|
11 060
|
17 087
|
«МАКС»
|
10 650
|
11 700
|
Перечисленные выше страховщики не навязывают страхование жизни при продаже полисов обязательной «автогражданки». Клиент сам может принять решение о страховании жизни, а страховая компания предоставит ему скидку или иные бонусы при оформлении сразу двух бланков полисов.
Что делать, если отказывают в оформлении полиса без допов?
Навязывание дополнительных услуг при страховании ОСАГО является нарушением прав водителей. Проблема решается путем подачи жалобы в регулирующие ведомства, к которым относятся РСА, Центробанк, Роспотребнадзор. К жалобе необходимо приложить пакет документов, которые бы доказывали наличие разногласий между компанией и водителем, незаконную продажу навязанной «добровольной» страховки и т.д. В самом обращении страхователь должен указать:
- Сведения о себе;
- Сведения о страховщике;
- Вид оформляемой страховки и вид навязанной услуги;
- Период времени, в течение которого водитель не мог получить полис страхования;
- Перечень документов, в том числе паспорт, документы на автомобиль.
Срок рассмотрения дел о незаконной продаже услуг составляет 30 дней. По истечение этого срока заявитель должен получить от ведомства уведомление о решении или ходе решения его проблемы. Страхователь также имеет право обратиться в суд и на основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ обязать страховщика заключить с ним договор об обязательном страховании транспортного средства.
Заключение
Таким образом, страховщики не имеют права требовать от автовладельцев заключения договоров по добровольным видам страхования. При отказе от продажи обязательной «автогражданки» страхователь может решать вопрос в претензионном или судебном порядке. Если добровольная страховка все же была оформлена, то в двухнедельный срок автовладелец имеет право от нее отказаться и вернуть себе уплаченные деньги.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Каждый автовладелец обязан заключить страховой договор ОСАГО и возить с собой страховку, которая потребуется при наступлении страхового случая. Не име ...
-
ОСАГО при покупке автомобиля должно быть оформлено в установленный законодательством срок. В случае, если этот срок не будет соблюден, собственник авт ...
-
В настоящее время на российском страховом рынке очень распространена следующая ситуация - обращаясь в страховую компанию за определенной услугой, клие ...
-
Полис обязательного автострахования стандартно покупается на год. Однако в течение этого времени он не всегда сохраняет значимость для владельца транс ...