Перегруз легкового и грузового автомобиля: нормативы и штрафы
По статистике Росавтодора в 2018 году около 10% из всех проходящих по маршруту мимо постов контроля тяжеловесных грузовиков нарушали требования по весу и габаритам груза. По данным экс-руководителя ведомства И. Астахова на дорогах каждый третий грузовик нарушает правила по перевозке грузов, что наносит вред дорожному покрытию более чем на 2,5 трлн руб. ежегодно, и какой штраф за перегруз не назначили бы, этот вред не компенсировать. Росавтодор также отметил, что чаще всего нарушителями являются перевозчики леса, песка, щебня и других насыпных грузов. Какой штраф за превышение нагрузки на ось предусмотрен КоАП? Ждет ли ответственность за перегруз грузоотправителя? Какое еще наказание кроме штрафа может грозить за такое нарушение?
Законодательные нормы и особенности взвешивания
Правила и особенности перевозки различных грузов на автомобилях (легковых или грузовых) определены рядом законодательных актов. Главным из них можно назвать Постановление Правительства № 272 от 15.04.2011, которое указывает на порядок составления документации для перевозок, правила взвешивания грузов, а также устанавливает предельные габариты транспортных средств и возможную максимальную нагрузку на ось. Эти установки должны соблюдать все перевозчики для того, чтобы не произошел перегруз по осям — минимальными последствиями в таком случае станет поломка автомобиля. Максимальная нагрузка на ось полностью зависит от расстояния между осями. Она определена в Приложении 2 к Постановлению и представлена в таблице 1.
Вид оси
|
Расстояние между осями, м
|
Допустимая нагрузка, т
|
||
---|---|---|---|---|
для автодорог до 6 т
|
для автодорог до 10 т
|
для автодорог до 11,5 т
|
||
Одиночная
|
Более 2,5
|
5,5
|
9
|
10,5
|
Двойная
|
До 1
|
8
|
10
|
11,5
|
От 1 до 1,3
|
9
|
13
|
14
|
|
От 1,3 до 1,8
|
10
|
15
|
17
|
|
От 1,8 до 2,5
|
11
|
17
|
18
|
|
Тройная
|
До 1
|
11
|
15
|
17
|
От 1 до 1,3
|
12
|
18
|
20
|
|
От 1,3 до 1,8
|
13,5
|
21
|
23,5
|
|
От 1,8 до 2,5
|
15
|
22
|
25
|
|
До 4 колес на оси
|
До 1
|
3,5
|
5
|
5,5
|
От 1 до 1,3
|
4
|
6
|
6,5
|
|
От 1,3 до 1,8
|
4,5
|
6,5
|
7,5
|
|
От 1,8 до 2,5
|
5
|
7
|
8,5
|
|
От 8 и более колес на оси
|
До 1
|
6
|
9,5
|
11
|
От 1 до 1,3
|
6,5
|
10,5
|
12
|
|
От 1,3 до 1,8
|
7,5
|
12
|
14
|
|
От 1,8 до 2,5
|
8,5
|
13,5
|
16
|
В таблице 1 приведены максимальные показатели по нагрузке для осей с односкатными колесами, для двухскатных в большинстве случаев такой показатель будет больше на 1 тонну. Каждое транспортное средство имеет максимально допустимую массу без груза и с ним. Эти цифры в обязательном порядке указываются в ПТС, а также в сопроводительной документации. Перед отправкой грузов его масса определяется отправителем (в кг, в м и т.д.) и указывается в накладной. То есть ответственность за перегруз в большинстве случаев несет должностное лицо. Для передвижения по автодорогам на крупногабаритном транспорте, перевозящем опасные грузы, водитель должен иметь специальное разрешение, выданное в соответствии с положениями Приказа Минтранса №358 от 23.11.2016. На дорогах общего пользования могут быть установлены посты для взвешивания авто — автоматические, стационарные, передвижные.
В первом случае взвешивание осуществляется в автоматическом режиме, а транспорт, проходящий через весовой контроль, фиксирует фото- и видеокамеры. Контроль может быть осуществлен визуально — если сотрудник надзорного органа увидит, что у кузова нарощены борты, груз свешивается или выступает за пределы кузова, узлы подвески просели, то у него будут все основания направить такое транспортное средство для детального изучения, проверки документов и измерения габаритов. Последняя процедура называется инструментальным контролем и подразумевает следующие действия уполномоченных сотрудников:
- Определение длины, ширины и высоты ТС;
- Определение расстояния между осями;
- Измерение нагрузки на ось и определение того, есть ли перегруз по осям;
- Определение общей массы ТС и т.д.
Превышение допустимой нагрузки на ось фиксируется, если она больше допустимой по закону. Процент превышения определяется путем деления существующей нагрузки на ось на установленный показатель по правилам. Результат такой проверки заносится в акт, содержание которого регламентировано частью III Приказа Минтранса №119 от 29.03.2018 года. Такой документ составляется в трех экземплярах — один передается водителю, второй владельцу автодороги, где находился контрольный пост и третий остается у сотрудника надзора (чаще это ГИБДД). На основании таких проверок должностное лицо (инспектор ГИБДД или Роспотребнадзора) принимает решение о возбуждении дела об админнарушении, если измерения показали перегруз грузового автомобиля или другого ТС или если у водителя отсутствует предусмотренное правилами разрешение на перевозку. Наравне с этими наказаниями может быть выписан штраф за порчу дорожного полотна.
Опасность перегруза и возможные последствия
Если рассматривать легковые автомобили, то законодательные требования к ним в плане наличия и массы грузов не установлены. Но перевозка должна осуществляться в соответствии с положениями п.23 ПДД. В ином случае автовладелец получит штраф за перегруз легкового автомобиля, а точнее за нарушение правил перевозки грузов. Он выписывается по ст.12.21 КоАП и составляет 500 рублей (или предупреждение от сотрудника ГИБДД). Технической документацией предусмотрена максимальная масса самого транспортного средства, и чаще всего сотрудники ГИБДД не проверяют габариты легковушек, если визуально не удается установить явных нарушений (к примеру, когда из неплотно закрытого багажника торчит какой-либо стройматериал, представляющий опасность для следом едущих автомобилей). Опасность может грозить самому транспортному средству, в особенности, если оно возрастное или побывало в ДТП. Его эксплуатационные характеристики заведомо снижены, металл могла поразить коррозия — все это может привести к поломке прямо по ходу движения. Тогда в опасности окажутся как водитель с пассажирами, так и другие лица (пешеходы, другие автомобилисты).
Последствия перегруза грузового автомобиля могут быть гораздо тяжелее, нежели легковушки. Само транспортное средство может и не пострадать в плане поломки, но из-за чрезмерного веса может быть испорчено дорожное полотно. Именно поэтому ПДД предусмотрены знаки, указывающие на каких дорогах какая загруженность разрешена (до 6 тонн, до 10 тонн и т.д.). Если по автодороге, рассчитанной на нагрузку до 6 тонн, поедет крупногабаритное транспортное средство с массой выше рекомендуемой, при разрушении дорожного покрытия водителю выпишут штраф. При перегрузе транспортное средство теряет свою маневренность, скорость его снижается, следствием чего становится увеличение тормозного пути. Вкупе это может привести в лучшем случае к затору на дороге, в худшем — к аварии. Помимо технических последствий ответственные лица могут получить наказание за перегруз в соответствии с положениями КоАП РФ.
Размер штрафа за перегруз
Перевозка грузов различного размера разрешается при соблюдении ряда условий. Первое из них — наличие хорошего обзора водителю. Второе — отсутствие влияния на управление транспортным средством и на его устойчивость, а также соблюдение требований, установленных к массе и габаритам груза. Третье — наличие доступа к госномерам ТС, световым приборам. И четвертое — отсутствие мусора (в том числе пыли), шума, которые могут негативно сказаться на безопасности движения других автомобилистов. Если данные условия не будут соблюдены, то собственник транспортного средства (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо), должностное лицо или водитель получат штраф за перегруз или нарушение правил движения ТС.
Для физических лиц
Кто несет ответственность за перегруз? Законодательством установлено несколько лиц, которые будут обязаны уплатить штраф. Это водитель (физическое лицо), должностное лицо, которое ответственно за документацию и выпуск перегруженного транспортного средства на дорогу, а также организация (грузоотправитель или перевозчик). В таблице 2 представлены виды ответственности, которые могут грозить физическому лицу за нарушение законодательных требований.
Вид нарушения
|
Вид ответственности
|
Статья КоАП РФ
|
---|---|---|
Превышение допустимых габаритов до 10 см или осевой нагрузки от 2 до 10% без спецразрешения
|
Штраф 1-1,5 тыс. руб.
|
п.1 ст.12.21.1
|
Превышение допустимых габаритов от 10 до 20 см или осевой нагрузки от 10 до 20% без спецразрешения
|
Штраф 3-4 руб.
|
п.2 ст.12.21.1
|
Превышение допустимых габаритов от 20 до 50 см или осевой нагрузки от 20 до 50% без спецразрешения
|
Штраф 5-10 тыс. руб. или лишение прав за перегруз на 2-4 мес.
|
п.3 ст.12.21.1
|
Превышение указанных в разрешении габаритов от 10 до 20 см или осевой нагрузки от 10 до 20%
|
Штраф 3-3,5 тыс.руб.
|
п.4 ст.12.21.1
|
Превышение указанных в разрешении габаритов от 20 до 50 см или осевой нагрузки от 20 до 50%
|
Штраф 4-5 тыс. руб. или лишение прав на 2-3 мес.
|
п.5 ст.12.21.1
|
Превышение габаритов более 50 см или осевой нагрузки более 50%
|
Штраф 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес.
|
п.6 ст.12.21.1
|
Если физическое лицо является не просто водителем, а самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность, то оно будет нести ответственность как юрлицо. То есть ему будет выписан штраф за перегруз на юридическое лицо. Если такой индивидуальный предприниматель осуществляет не перевозку, а погрузку груза в транспортное средство и нарушает установленные правила или превышает показатели из специального разрешения, он понесет ответственность по п.10 ст.12.21.1. Штраф в таком случае составит 80-100 тыс. рублей.
Для юридических лиц
Ч.3 ст.2.1 КоАП указывает, что субъектами одного административного правонарушения могут быть одновременно как физическое лицо, так и юридическое. То же касается и вины должностного лица. Если оно совершило правонарушение, то ответственность также может лечь на юридическое лицо, сотрудником которого является нарушитель. Но штраф за перегруз на физическое лицо или должностное, будет в десятки раз меньше, чем выписанные санкции на юрлицо. В таблице 3 представлены размеры штрафов, предусмотренные за перегруз транспортных средств.
Вид нарушения
|
Штраф за перегруз
|
Статья КоАП РФ
|
---|---|---|
Превышение допустимых габаритов до 10 см или осевой нагрузки от 2 до 10%
|
100-150 тыс. руб.
|
п.1 ст.12.21.1
|
Превышение допустимых габаритов от 10 до 20 см или осевой нагрузки от 10 до 20%
|
250-300 тыс. руб.
|
п.2 ст.12.21.1
|
Превышение допустимых габаритов от 20 до 50 см или осевой нагрузки от 20 до 50%
|
350-400 тыс. руб.
|
п.3 ст.12.21.1
|
Превышение указанных в разрешении габаритов до 10 см или осевой нагрузки от 2 до 10%
|
200-250 тыс. руб.
|
п.4 ст.12.21.1
|
Превышение указанных в разрешении габаритов от 20 до 50 см или осевой нагрузки от 20 до 50%
|
300-400 тыс. руб.
|
п.5 ст.12.21.1
|
Превышение габаритов более 50 см или осевой нагрузки более 50%
|
400-500 тыс. руб.
|
п.6 ст.12.21.1
|
Если нарушение фиксируется автоматической системой контроля, оборудованной камерами фото- и видео наблюдения, то постановления выписываются на имя собственника транспортного средства и он несет полную ответственность за нарушения. Штраф за перегруз грузового автомобиля равен максимальной сумме, установленной для юридического лица по конкретному виду нарушения (см. таблицу 3). Так, если было зафиксировано превышение допустимых габаритов до 10 см или осевой нагрузки от 2 до 10% (п.1 ст.12.21.1), то собственник должен будет уплатить 150 тыс. рублей. Если было зафиксировано превышение допустимых габаритов от 10 до 20 см или осевой нагрузки от 10 до 20% (п.2 ст.12.21.1), то штраф составит 300 тыс. рублей и т.д.
Заключение
Минтранс выдвинул инициативу с 2024 года оснащать транспортные средства датчиками веса с целью контроля и борьбы с перегрузами. В таком случае и грузоотправитель и перевозчик смогут самостоятельно контролировать вес груза и самого автомобиля, что поможет избежать штрафов. Ответственность за перегруз по осям наступит только в случае сознательного неисполнения требований законодательства. Но а пока такой закон не принят и грузоотправителям и водителям большегрузов остается только тщательнее контролировать размещение и состояние перевозимых грузов.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Транспортные средства имеют свой регламент и ограничения на перевозку пассажиров. За нарушение указанного порядка, Законодатель предусмотрел наложение ...
-
Обязательно ли нужно использовать специальное удерживающее устройство во время перевозки детей? Ответ на этот вопрос необходимо знать каждому автолюби ...
-
Количество пассажиров в автомобиле должно соответствовать его вместимости. Если их больше, чем положено, водителю назначается штраф. При этом инспекто ...
-
Правительством РФ в 2014 году было принято постановление, согласно которому с июля 2015 года были изменены допустимые показатели предельной общей масс ...