Наверх

Платные дороги в России в 2018 году

История платных дорог берет свое начало еще со Средневековья. Тогда вся Европа была разбита на удельные княжества, и каждый князь почитал своим долгом брать дань с путников, проходящих по территории его владений. Когда отдельные княжества стали объединяться в централизованные государства, дань приобрела иную форму — теперь путники должны были платить за то, что они используют дороги. В России платные дороги появились в XVIII веке. В СССР они были отменены, и первая платная автодорога современного типа появилась в РФ в 1999 — ей стал двадцатикилометровый участок трассы М4 «Дон» в Липецкой области. Сегодня общая протяженность платных дорог РФ составляет почти 1000 километров.

От чего зависит стоимость проезда?

Стоимость проезда по платным автомагистралям зависит от категории ТС, от тарифов, установленных на самой дороге, от времени проезда и от наличия скидки. Экстренные службы освобождаются от необходимости оплаты за движение по платным дорогам. Также от оплаты освобождается маршрутный транспорт за исключением такси и междугородних автобусов. Государственной компанией «Автодор» определено 4 категории ТС, для каждой их которых установлена своя тарификация. Так, транспортные средства стоит различать в соответствии с их высотой и количеством осей:

  • Высота менее 2 метров, количество осей 2 и более;
  • Высота от 2 до 2.6 метра, количество осей 2 и более;
  • Высота от 2.6 метра количество осей не более 2;
  • Высота от 2.6 метра, количество осей более 2.

Право на определение величины тарифа принадлежит концессионеру (лицу, которое владеет дорогой). Концессионер вправе установить разную стоимость в зависимости от времени суток. Так, на федеральной трассе М4 установлено 2 тарифа: от 7:00 до 0:00 и от 0:00 до 7:00, в то же время, на трассе М11 такого деления нет, хотя концессионером и одной и другой автомагистрали является компания «Автодор». Скидка на проезд чаще всего определяется наличием транспондера (устройство, которое принимает сигнал с платных дорог и автоматически осуществляет оплату).

Как платить?

Есть 2 варианта возможной оплаты за движение по платным дорогам Российской Федерации: в специальных пунктах взимания платы (ПВП) или через транспондер. В некоторых ПВП находятся кассиры, с ними можно рассчитаться как наличными, так и банковской картой, иные ПВП снабжены автоматическим купюроприемником. При использовании транспондера водитель может открыть специальный счет, на который будет вносить деньги или привязать его к банковской карте. В любом случае деньги со счета будут списываться автоматически. Но таким водителям все равно придется остановиться перед датчиком, чтобы система распознала транспондер и открыла шлагбаум. В случае если на счете не будет нужного количества средств — шлагбаум не будет открыт, а водителю придется воспользоваться ПВП.

Перечень платных дорог РФ

На сегодняшний день платные участки имеются на трассах федерального значения М1, М3, М4 и М11, в Псковской области в приграничных зонах с соседними странами, и в Санкт-Петербурге внутригородская дорога «Западный скоростной диаметр». Концессионером большинства из них является Государственная компания «Автодор». Только платные дороги Псковской области принадлежат местному комитету по транспорту, дорога «Западный скоростной диаметр» принадлежит ООО «Магистраль северной столицы» и трасса М11 частично принадлежит «Северо-Западной концессионной компании».

Трасса М1

Трасса М1 имеет всего один платный участок — с 14 по 33 км, идущий в объезд города Одинцово. Он был введен в эксплуатацию с 2013 года, а платным стал с 1 января 2014 года. Данный участок разделен на 3 отрезка. В таблице 1 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 1 — Тарифы на проезд по трассе М1, руб.
Отрезок дороги
Время проезда
1 категория ТС
2 категория ТС
3 категория ТС
4 категория ТС
1-10 км
5:00-1:00
150
225
300
480
1:00-5:00
50
70
100
150
10-13 км
1:00-5:00
50
70
100
150
1:00-5:00
30
40
60
90
10-19 км
1:00-5:00
150
225
300
480
1:00-5:00
50
70
100
150
В соответствии с Приказом ОАО «Главная дорога» №5-ПП от 12.05.2017

Такое деление обусловлено имеющимися съездами (заездами) на автомагистраль. Водитель, движущийся по всем трем отрезкам, вынужден будет останавливаться у каждого ПВП, и оплачивать проезд. Наличие транспондера гарантирует водителю скидку на оплату от 15%.

Трасса М3

Трасса М3 имеет 2 участка платной дороги, которые находятся в Калужской области. До 2017 года общая протяженность платных участков составляла 50 км (с 124 по 174 километр трассы), а с 2017, после завершения реконструкции на участке с 174 по 194 километр — 70 км. На 2018 год запланирована реконструкция еще одного отрезка — с 65 по 124 километр, который также станет платным. В таблице 2 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 2 — Тарифы на проезд по трассе М3, руб.
Отрезок дороги
Время проезда
1 категория ТС
2 категория ТС
3 категория ТС
4 категория ТС
124-150 км
7:00-0:00
50
75
100
180
0:00-7:00
25
35
50
90
150-194 км
7:00-0:00
80
120
160
320
0:00-7:00
40
60
80
160
По данным ООО «Автодор-Платные Дороги»

При наличии транспондера водитель получает скидку от 20%. Пункты взимания платы расположены на 136 и 168 километрах автомагистрали. При оплате наличными водитель должен будет останавливаться на каждом из них. ПВП расположены таким образом, чтобы дать местным жителям возможность двигаться по автомагистрали без необходимости оплаты за проезд.

Трасса М4

На трассе М4 есть 11 основных участков и 6 дополнительных (съездов и заездов на автомагистраль). В 2014 году был введен платный участок с 1091 по 1119 км, но местные жители стали оспаривать это решение, так как данный отрезок дороги является для них практически безальтернативным, а в соответствии с Федеральным законом № 257 «Об автомобильных дорогах» такая альтернатива должна быть. В качестве компромисса было определено, что стоимость проезда местным жителям на данном отрезке автомагистрали будет составлять всего 50 копеек. В таблице 3 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 3 — Тарифы на проезд по трассе М4, руб.
Отрезок дороги
Время проезда
1 категория ТС
2 категория ТС
3 категория ТС
4 категория ТС
21-93 км
7:00-0:00
100
150
200
400
0:00-7:00
60
90
120
240
93-211 км
7:00-0:00
150
220
300
450
0:00-7:00
100
150
200
300
225-260 км
7:00-0:00
65
95
130
240
0:00-7:00
35
50
70
140
287-321 км
7:00-0:00
65
95
130
240
0:00-7:00
35
50
70
140
330-414 км
7:00-0:00
130
190
250
480
0:00-7:00
100
150
200
400
414-464 км
7:00-0:00
90
130
170
330
0:00-7:00
60
90
120
150
492-517 км
7:00-0:00
40
60
80
140
0:00-7:00
25
35
50
100
517-544 км
7:00-0:00
50
70
100
150
0:00-7:00
30
45
60
90
544-589 км
7:00-0:00
80
110
140
290
0:00-7:00
50
80
100
200
589-633 км
7:00-0:00
70
70
140
290
0:00-7:00
50
100
100
200
1091-1119 км
7:00-0:00
50
75
100
200
0:00-7:00
30
45
60
120
По данным ООО «Автодор-Платные Дороги»

Наличие транспондера гарантирует водителю скидку от 10 до 50% в зависимости от времени проезда и особенностей участка. На каждом участке имеется свой пункт взимания платы. На участке с 414 по 464 км находится сразу два ПВП. В таблице 4 представлены дополнительные платные участки на трассе М4.

Таблица 4 — Тарифы платы на дополнительных участков трассы М4, руб.
Отрезок дороги
Время проезда
1 категория ТС
2 категория ТС
3 категория ТС
4 категория ТС
21-62 км
Выезд с автомагистрали
7:00-0:00
60
90
120
240
0:00-7:00
35
50
70
140
355-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении
7:00-0:00
45
75
90
180
0:00-7:00
30
35
60
110
380-414 км
Съезд на автомагистраль по ходу отсчета километража
7:00-0:00
60
90
120
240
0:00-7:00
35
55
70
140
380-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении
7:00-0:00
90
130
170
340
0:00-7:00
55
85
110
220
401-414 км
Съезд на автомагистраль по ходу отсчета километража
7:00-0:00
25
35
45
90
0:00-7:00
10
15
20
40
401-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении
7:00-0:00
110
160
210
420
0:00-7:00
80
120
160
320
По данным ООО «Автодор-Платные Дороги»

Пункты взимания платы находятся в начале или в конце каждого из съездов. Водителю придется остановиться всего один раз, чтобы заплатить за проезд по платному участку дороги. Наличие транспондера гарантирует скидку от 10 до 30% в зависимости от участка и времени проезда

Трасса М11

Автомагистраль Москва — Санкт-Петербург еще не закончена. Она принадлежит одновременно «Автодору» и «Северо-Западной концессионной компании». Планируется, что общая длина трассы будет составлять примерно 670 километров. Первый участок дороги был открыт в 2014 году и стал платным с сентября 2015 года. По состоянию на начало 2018 года к эксплуатации допущено уже 3 участка (2 принадлежит «Автодору» и один СЗКК). Весь платный участок трассы М11, принадлежащей «Автодору», находится в Тверской области. В таблице 5 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 5 — Тарифы на проезд по трассе М11, руб.
Отрезок дороги 1 категория ТС
2 категория ТС
3 категория ТС
4 категория ТС
208-214 км
20 30 40 60
208-258 км
140 160 180 220
208-334 км
360 390 430 530
214-258 км
120 140 150 180
214-334 км
340 370 400 480
258-334 км
220 230 250 300
По данным ООО «Автодор-Платные Дороги»

Особенностью автомагистрали является отсутствие деления тарифов на дневные и ночные. При наличии транспондера водителю предоставляется скидка на оплату от 10 до 50% в зависимости от категории транспортного средства и проезжаемого участка. Пункты взимания платы расположены таким образом, чтобы водитель платил только за тот участок, который собирается проехать или который он уже проехал.

Участок трассы М11 Москва-Солнечногорск находится во владении СЗКК. Компания не просто разделила тарифы на дневные и ночные, а установила разные значения для ночи, утра, дня и вечера, а также разделила величину тарифов по дням. Так, тарифы в воскресенье, субботу, пятницу и понедельник-четверг могут иметь разные значения. Из всех платных дорог именно этот участок считается самым дорогим. Например, чтобы проехать по всему участку (с 15 по 58 километр) в пятницу вечером на легковом автомобиле водитель должен будет заплатить 550 рублей.

Дороги Псковской области

Первые платные дороги в Псковской области были введены в 2002 году. Сейчас есть 4 таких дороги, 3 из которых связывают Россию с Эстонией, Латвией и Беларусью, а четвертая проходит внутри самой Псковской области. Данные дороги принадлежат местным органам власти и в отличие от всех остальных платных магистралей Российской Федерации они не были отремонтированы или заново построены. В таблице 6 представлена информация о тарифах на данных дорогах в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 6 — Тарифы на проезд по дорогам Псковской области, руб., т
Отрезок дороги
Легковые авто
Фургоны (не более 11 мест)
Автобусы (от 11 до 29 мест)
Автобусы (более 30 мест)
Грузовики до 3.5
Грузовики от 3.5 до 8.5
Грузовики свыше 8.5
Трейлеры до 8.5
Трейлеры свыше 8.5
Островок- Вышгородок
300
480
640
1130
560
650
1130
650
1130
Печоры- Изборск
150
230
320
560
240
320
560
320
560
Опочка- Дубровка
220
320
480
810
400
480
810
480
810
Ольша- Невель
200
320
470
590
470
590
810
710
880
Согласно Постановлению Администрации Псковской области № 72 от 27.02.2002 г. «Об использовании автомобильных дорог общего пользования на платной основе и установления размера платы за проезд по данным автомобильным дорогам»

Псковский областной комитет по транспорту установил свои категории транспортных средств в зависимости от которых меняется стоимость проезда по платным дорогам. Точно также местными властями были определены дополнительные категории ТС, которые не обязаны платить за движение по указанным дорогам. Например, к числу таковых относится транспорт, находящийся во владении жителей Псковской области.

Западный скоростной диаметр

Дорога была открыта в 2005 году. В 2014 она стала платной и на сегодняшний день насчитывает 5 участков. Общая протяженность дороги составляет немногим более 46 километров. Количество полос — от 4 до 8. В таблице 7 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.

Таблица 7 — Тарифы на проезд по магистрали «Западный скоростной диаметр», руб.
Отрезок дороги
1 категория ТС
2 категория ТС
3 категория ТС
4 категория ТС
Кольцевая автодорога (с южной стороны) — улица Благодатная
100 100
150 200
Улица Благодатная — Набережная
100
100
130 170
Набережная — Шуваловский проспект
100
100
130
170
Шуваловский проспект — кольцевая автодорога (с северной стороны)
100
100
130
170
Кольцевая автодорога (с северной стороны) — дорога Е-18
100
100
130
170
Согласно Приложению № 1 к Приказу № 14 от 05.10.2017 г. «Об утверждении изменений в Правила оказания услуг по организации проезда по платным участкам автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» и Тарифов на проезд по платным участкам автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр»

ООО «Магистраль северной столицы», являющееся концессионером дороги, также решило отказаться от использования дневных и ночных тарифов. Пункты взимания платы расположены таким образом, чтобы водители платили только за тот участок дороги, по которому они будут двигаться. При использовании транспондера предоставляется скидка от 15%. При проезде транспортного средства с транспондером с 0:00 до 5:59 скидка будет составлять 50%.

Планируемые нововведения

В соответствии с законом о Государственной компании «Автодор» любая вновь построенная или реконструированная дорога может стать платной, но только в том случае, если у нее имеется бесплатная альтернатива. То есть у водителя должен быть выбор по какой дороге двигаться. Так, в будущем планируется сделать платной всю трассу М4. Также, одним из планируемых нововведений является введение возможности безостановочного проезда с помощью транспондера. По прогнозам данная система будет введена в 2019 году после того, как будет решен вопрос о наказании водителей, которые не платят за движение по платным дорогам.

Заключение

Транспортный налог, который платят автовладельцы, недостаточно велик, чтобы покрыть все расходы на содержание автомобильных дорог. При этом, большая часть средств, вырученных с платной дороги, идет на ее содержание, поэтому водители, выбирая движение по такой автомагистрали, платят за свой комфорт. Позиция правительства РФ такова, что с течением времени сеть платных дорог будет увеличиваться, но платными будут становиться только новые или отремонтированные дороги.

Советуем почитать: Транспондер для платных дорог
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Читать еще