Платные дороги в России в 2018 году
История платных дорог берет свое начало еще со Средневековья. Тогда вся Европа была разбита на удельные княжества, и каждый князь почитал своим долгом брать дань с путников, проходящих по территории его владений. Когда отдельные княжества стали объединяться в централизованные государства, дань приобрела иную форму — теперь путники должны были платить за то, что они используют дороги. В России платные дороги появились в XVIII веке. В СССР они были отменены, и первая платная автодорога современного типа появилась в РФ в 1999 — ей стал двадцатикилометровый участок трассы М4 «Дон» в Липецкой области. Сегодня общая протяженность платных дорог РФ составляет почти 1000 километров.
От чего зависит стоимость проезда?
Стоимость проезда по платным автомагистралям зависит от категории ТС, от тарифов, установленных на самой дороге, от времени проезда и от наличия скидки. Экстренные службы освобождаются от необходимости оплаты за движение по платным дорогам. Также от оплаты освобождается маршрутный транспорт за исключением такси и междугородних автобусов. Государственной компанией «Автодор» определено 4 категории ТС, для каждой их которых установлена своя тарификация. Так, транспортные средства стоит различать в соответствии с их высотой и количеством осей:
- Высота менее 2 метров, количество осей 2 и более;
- Высота от 2 до 2.6 метра, количество осей 2 и более;
- Высота от 2.6 метра количество осей не более 2;
- Высота от 2.6 метра, количество осей более 2.
Право на определение величины тарифа принадлежит концессионеру (лицу, которое владеет дорогой). Концессионер вправе установить разную стоимость в зависимости от времени суток. Так, на федеральной трассе М4 установлено 2 тарифа: от 7:00 до 0:00 и от 0:00 до 7:00, в то же время, на трассе М11 такого деления нет, хотя концессионером и одной и другой автомагистрали является компания «Автодор». Скидка на проезд чаще всего определяется наличием транспондера (устройство, которое принимает сигнал с платных дорог и автоматически осуществляет оплату).
Как платить?
Есть 2 варианта возможной оплаты за движение по платным дорогам Российской Федерации: в специальных пунктах взимания платы (ПВП) или через транспондер. В некоторых ПВП находятся кассиры, с ними можно рассчитаться как наличными, так и банковской картой, иные ПВП снабжены автоматическим купюроприемником. При использовании транспондера водитель может открыть специальный счет, на который будет вносить деньги или привязать его к банковской карте. В любом случае деньги со счета будут списываться автоматически. Но таким водителям все равно придется остановиться перед датчиком, чтобы система распознала транспондер и открыла шлагбаум. В случае если на счете не будет нужного количества средств — шлагбаум не будет открыт, а водителю придется воспользоваться ПВП.
Перечень платных дорог РФ
На сегодняшний день платные участки имеются на трассах федерального значения М1, М3, М4 и М11, в Псковской области в приграничных зонах с соседними странами, и в Санкт-Петербурге внутригородская дорога «Западный скоростной диаметр». Концессионером большинства из них является Государственная компания «Автодор». Только платные дороги Псковской области принадлежат местному комитету по транспорту, дорога «Западный скоростной диаметр» принадлежит ООО «Магистраль северной столицы» и трасса М11 частично принадлежит «Северо-Западной концессионной компании».
Трасса М1
Трасса М1 имеет всего один платный участок — с 14 по 33 км, идущий в объезд города Одинцово. Он был введен в эксплуатацию с 2013 года, а платным стал с 1 января 2014 года. Данный участок разделен на 3 отрезка. В таблице 1 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.
Отрезок дороги
|
Время проезда
|
1 категория ТС
|
2 категория ТС
|
3 категория ТС
|
4 категория ТС
|
---|---|---|---|---|---|
1-10 км
|
5:00-1:00
|
150
|
225
|
300
|
480
|
1:00-5:00
|
50
|
70
|
100
|
150
|
|
10-13 км
|
1:00-5:00
|
50
|
70
|
100
|
150
|
1:00-5:00
|
30
|
40
|
60
|
90
|
|
10-19 км
|
1:00-5:00
|
150
|
225
|
300
|
480
|
1:00-5:00
|
50
|
70
|
100
|
150
|
Такое деление обусловлено имеющимися съездами (заездами) на автомагистраль. Водитель, движущийся по всем трем отрезкам, вынужден будет останавливаться у каждого ПВП, и оплачивать проезд. Наличие транспондера гарантирует водителю скидку на оплату от 15%.
Трасса М3
Трасса М3 имеет 2 участка платной дороги, которые находятся в Калужской области. До 2017 года общая протяженность платных участков составляла 50 км (с 124 по 174 километр трассы), а с 2017, после завершения реконструкции на участке с 174 по 194 километр — 70 км. На 2018 год запланирована реконструкция еще одного отрезка — с 65 по 124 километр, который также станет платным. В таблице 2 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.
Отрезок дороги
|
Время проезда
|
1 категория ТС
|
2 категория ТС
|
3 категория ТС
|
4 категория ТС
|
---|---|---|---|---|---|
124-150 км
|
7:00-0:00
|
50
|
75
|
100
|
180
|
0:00-7:00
|
25
|
35
|
50
|
90
|
|
150-194 км
|
7:00-0:00
|
80
|
120
|
160
|
320
|
0:00-7:00
|
40
|
60
|
80
|
160
|
При наличии транспондера водитель получает скидку от 20%. Пункты взимания платы расположены на 136 и 168 километрах автомагистрали. При оплате наличными водитель должен будет останавливаться на каждом из них. ПВП расположены таким образом, чтобы дать местным жителям возможность двигаться по автомагистрали без необходимости оплаты за проезд.
Трасса М4
На трассе М4 есть 11 основных участков и 6 дополнительных (съездов и заездов на автомагистраль). В 2014 году был введен платный участок с 1091 по 1119 км, но местные жители стали оспаривать это решение, так как данный отрезок дороги является для них практически безальтернативным, а в соответствии с Федеральным законом № 257 «Об автомобильных дорогах» такая альтернатива должна быть. В качестве компромисса было определено, что стоимость проезда местным жителям на данном отрезке автомагистрали будет составлять всего 50 копеек. В таблице 3 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от времени проезда, участка трассы и категории транспортного средства.
Отрезок дороги
|
Время проезда
|
1 категория ТС
|
2 категория ТС
|
3 категория ТС
|
4 категория ТС
|
---|---|---|---|---|---|
21-93 км
|
7:00-0:00
|
100
|
150
|
200
|
400
|
0:00-7:00
|
60
|
90
|
120
|
240
|
|
93-211 км
|
7:00-0:00
|
150
|
220
|
300
|
450
|
0:00-7:00
|
100
|
150
|
200
|
300
|
|
225-260 км
|
7:00-0:00
|
65
|
95
|
130
|
240
|
0:00-7:00
|
35
|
50
|
70
|
140
|
|
287-321 км
|
7:00-0:00
|
65
|
95
|
130
|
240
|
0:00-7:00
|
35
|
50
|
70
|
140
|
|
330-414 км
|
7:00-0:00
|
130
|
190
|
250
|
480
|
0:00-7:00
|
100
|
150
|
200
|
400
|
|
414-464 км
|
7:00-0:00
|
90
|
130
|
170
|
330
|
0:00-7:00
|
60
|
90
|
120
|
150
|
|
492-517 км
|
7:00-0:00
|
40
|
60
|
80
|
140
|
0:00-7:00
|
25
|
35
|
50
|
100
|
|
517-544 км
|
7:00-0:00
|
50
|
70
|
100
|
150
|
0:00-7:00
|
30
|
45
|
60
|
90
|
|
544-589 км
|
7:00-0:00
|
80
|
110
|
140
|
290
|
0:00-7:00
|
50
|
80
|
100
|
200
|
|
589-633 км
|
7:00-0:00
|
70
|
70
|
140
|
290
|
0:00-7:00
|
50
|
100
|
100
|
200
|
|
1091-1119 км
|
7:00-0:00
|
50
|
75
|
100
|
200
|
0:00-7:00
|
30
|
45
|
60
|
120
|
Наличие транспондера гарантирует водителю скидку от 10 до 50% в зависимости от времени проезда и особенностей участка. На каждом участке имеется свой пункт взимания платы. На участке с 414 по 464 км находится сразу два ПВП. В таблице 4 представлены дополнительные платные участки на трассе М4.
Отрезок дороги
|
Время проезда
|
1 категория ТС
|
2 категория ТС
|
3 категория ТС
|
4 категория ТС
|
---|---|---|---|---|---|
21-62 км
Выезд с автомагистрали |
7:00-0:00
|
60
|
90
|
120
|
240
|
0:00-7:00
|
35
|
50
|
70
|
140
|
|
355-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении |
7:00-0:00
|
45
|
75
|
90
|
180
|
0:00-7:00
|
30
|
35
|
60
|
110
|
|
380-414 км
Съезд на автомагистраль по ходу отсчета километража |
7:00-0:00
|
60
|
90
|
120
|
240
|
0:00-7:00
|
35
|
55
|
70
|
140
|
|
380-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении |
7:00-0:00
|
90
|
130
|
170
|
340
|
0:00-7:00
|
55
|
85
|
110
|
220
|
|
401-414 км
Съезд на автомагистраль по ходу отсчета километража |
7:00-0:00
|
25
|
35
|
45
|
90
|
0:00-7:00
|
10
|
15
|
20
|
40
|
|
401-339 км
Съезд на автомагистраль в обратном направлении |
7:00-0:00
|
110
|
160
|
210
|
420
|
0:00-7:00
|
80
|
120
|
160
|
320
|
Пункты взимания платы находятся в начале или в конце каждого из съездов. Водителю придется остановиться всего один раз, чтобы заплатить за проезд по платному участку дороги. Наличие транспондера гарантирует скидку от 10 до 30% в зависимости от участка и времени проезда
Трасса М11
Автомагистраль Москва — Санкт-Петербург еще не закончена. Она принадлежит одновременно «Автодору» и «Северо-Западной концессионной компании». Планируется, что общая длина трассы будет составлять примерно 670 километров. Первый участок дороги был открыт в 2014 году и стал платным с сентября 2015 года. По состоянию на начало 2018 года к эксплуатации допущено уже 3 участка (2 принадлежит «Автодору» и один СЗКК). Весь платный участок трассы М11, принадлежащей «Автодору», находится в Тверской области. В таблице 5 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.
Отрезок дороги | 1 категория ТС
|
2 категория ТС
|
3 категория ТС
|
4 категория ТС
|
---|---|---|---|---|
208-214 км
|
20 | 30 | 40 | 60 |
208-258 км
|
140 | 160 | 180 | 220 |
208-334 км
|
360 | 390 | 430 | 530 |
214-258 км
|
120 | 140 | 150 | 180 |
214-334 км
|
340 | 370 | 400 | 480 |
258-334 км
|
220 | 230 | 250 | 300 |
Особенностью автомагистрали является отсутствие деления тарифов на дневные и ночные. При наличии транспондера водителю предоставляется скидка на оплату от 10 до 50% в зависимости от категории транспортного средства и проезжаемого участка. Пункты взимания платы расположены таким образом, чтобы водитель платил только за тот участок, который собирается проехать или который он уже проехал.
Участок трассы М11 Москва-Солнечногорск находится во владении СЗКК. Компания не просто разделила тарифы на дневные и ночные, а установила разные значения для ночи, утра, дня и вечера, а также разделила величину тарифов по дням. Так, тарифы в воскресенье, субботу, пятницу и понедельник-четверг могут иметь разные значения. Из всех платных дорог именно этот участок считается самым дорогим. Например, чтобы проехать по всему участку (с 15 по 58 километр) в пятницу вечером на легковом автомобиле водитель должен будет заплатить 550 рублей.
Дороги Псковской области
Первые платные дороги в Псковской области были введены в 2002 году. Сейчас есть 4 таких дороги, 3 из которых связывают Россию с Эстонией, Латвией и Беларусью, а четвертая проходит внутри самой Псковской области. Данные дороги принадлежат местным органам власти и в отличие от всех остальных платных магистралей Российской Федерации они не были отремонтированы или заново построены. В таблице 6 представлена информация о тарифах на данных дорогах в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.
Отрезок дороги
|
Легковые авто
|
Фургоны (не более 11 мест)
|
Автобусы (от 11 до 29 мест)
|
Автобусы (более 30 мест)
|
Грузовики до 3.5
|
Грузовики от 3.5 до 8.5
|
Грузовики свыше 8.5
|
Трейлеры до 8.5
|
Трейлеры свыше 8.5
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Островок- Вышгородок
|
300
|
480
|
640
|
1130
|
560
|
650
|
1130
|
650
|
1130
|
Печоры- Изборск
|
150
|
230
|
320
|
560
|
240
|
320
|
560
|
320
|
560
|
Опочка- Дубровка
|
220
|
320
|
480
|
810
|
400
|
480
|
810
|
480
|
810
|
Ольша- Невель
|
200
|
320
|
470
|
590
|
470
|
590
|
810
|
710
|
880
|
Псковский областной комитет по транспорту установил свои категории транспортных средств в зависимости от которых меняется стоимость проезда по платным дорогам. Точно также местными властями были определены дополнительные категории ТС, которые не обязаны платить за движение по указанным дорогам. Например, к числу таковых относится транспорт, находящийся во владении жителей Псковской области.
Западный скоростной диаметр
Дорога была открыта в 2005 году. В 2014 она стала платной и на сегодняшний день насчитывает 5 участков. Общая протяженность дороги составляет немногим более 46 километров. Количество полос — от 4 до 8. В таблице 7 представлена информация о тарифах на данной дороге в зависимости от участка трассы и категории транспортного средства.
Отрезок дороги
|
1 категория ТС
|
2 категория ТС
|
3 категория ТС
|
4 категория ТС
|
---|---|---|---|---|
Кольцевая автодорога (с южной стороны) — улица Благодатная
|
100 | 100
|
150 | 200 |
Улица Благодатная — Набережная
|
100
|
100
|
130 | 170 |
Набережная — Шуваловский проспект
|
100
|
100
|
130
|
170
|
Шуваловский проспект — кольцевая автодорога (с северной стороны)
|
100
|
100
|
130
|
170
|
Кольцевая автодорога (с северной стороны) — дорога Е-18
|
100
|
100
|
130
|
170
|
ООО «Магистраль северной столицы», являющееся концессионером дороги, также решило отказаться от использования дневных и ночных тарифов. Пункты взимания платы расположены таким образом, чтобы водители платили только за тот участок дороги, по которому они будут двигаться. При использовании транспондера предоставляется скидка от 15%. При проезде транспортного средства с транспондером с 0:00 до 5:59 скидка будет составлять 50%.
Планируемые нововведения
В соответствии с законом о Государственной компании «Автодор» любая вновь построенная или реконструированная дорога может стать платной, но только в том случае, если у нее имеется бесплатная альтернатива. То есть у водителя должен быть выбор по какой дороге двигаться. Так, в будущем планируется сделать платной всю трассу М4. Также, одним из планируемых нововведений является введение возможности безостановочного проезда с помощью транспондера. По прогнозам данная система будет введена в 2019 году после того, как будет решен вопрос о наказании водителей, которые не платят за движение по платным дорогам.
Заключение
Транспортный налог, который платят автовладельцы, недостаточно велик, чтобы покрыть все расходы на содержание автомобильных дорог. При этом, большая часть средств, вырученных с платной дороги, идет на ее содержание, поэтому водители, выбирая движение по такой автомагистрали, платят за свой комфорт. Позиция правительства РФ такова, что с течением времени сеть платных дорог будет увеличиваться, но платными будут становиться только новые или отремонтированные дороги.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Каждый гражданин, имеющий в своей собственности автомобиль либо иное транспортное средство, обязан уплачивать транспортный налог. Логично предположить ...
-
Автомобильный транспондер от компании «Автодор» позволяет водителю не останавливаться в пунктах взимания оплаты на платной дороге. При наличии денег н ...
-
Налог на роскошь обязывает владельцев транспортных средств, средняя рыночная цена которых превышает отметку в три миллиона рублей, уплачивать в госуда ...
-
Выигрыш — это не всегда деньги, иногда это роскошный подарок — ключи от нового сияющего авто. Но наслаждаясь радостным моментом, не нужно забывать, чт ...