Сущность транспортного налога в России
Одним из региональных видов государственного сбора является налог на транспортное средство. Его взимание с владельцев транспортных средств регулируется законами, разрабатываемыми на региональном уровне. В связи с этим его уплата обязательна на территории определенного субъекта и РФ. Налоговые поступления по этой категории обязательных платежей поступают в бюджет непосредственно субъекта РФ. Каковы понятие, сущность и цели транспортного налога в России? Что является его субъектом и объектом? Что говорится в законодательстве о транспортном налоге? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Понятие транспортного налога и его цели
Данный вид налога имеет своей целью обеспечить доход в казну государства, с помощью него появляется возможность содержать в надлежащем состоянии транспортную инфраструктуру и развивать ее. Вторым похожим по предназначению источником пополнения бюджета является акциз на нефтепродукты. Он позволяет получать прибыль с тех категорий налогоплательщиков, которые интенсивно пользуются дорогами. Приобретая автомобиль или другое транспортное средство, его собственник привлекается к финансированию госрасходов за счет вовлечения своего имущества в дорожное движение или осуществления предпринимательской деятельности. Этот вид налога обязаны уплачивать не только физические, но и юридические лица, на балансе которых числятся самые различные ТС.
«Транспортный налог» является не новым понятием, он присутствовал в законодательстве России с 1993 года, и действовал по президентскому указу №2270, внесшему изменения в систему налогов и взаимоотношений разноуровневых бюджетов. Этим указом накладывался налог на предприятия, в качестве объектов, обязанных платить налог, но ТС не считались объектами налогообложения. В соответствии с пп. б п.25 этого документа устанавливалось, что налог на транспорт должны платить все предприятия, за исключением бюджетных. Размер платежа в казну государства составлял 1% фонда, выделяемого предприятием на оплату труда. Деньги, которые поступали по данной статье налогообложения, шли на финансирование субъектов Российской Федерации. Они являлись одним из видов финансирования пассажирского автомобильного, железнодорожного пригородного, электрического и др. транспорта. С 15.11.1997 г. (Указ №1233) данный налог был отменен в результате приведения в соответствие норм налогообложения с законодательными актами, изданными Президентом.
Предназначение государственного сбора
В том виде, в котором данный вид налогообложения применяется сегодня, он действует в России с января 2003 года. Именно в этот период была проведена существенная налоговая оптимизация. До этого в стране действовал закон № 1759/1 «О дорожных фондах в РФ». Налог на транспортные средства является прямым, так как он должен взиматься непосредственно с дохода, получаемого в натуральном виде, а именно — с имущества, принадлежащего плательщику налога.
Правомочность взимания налога на транспорт закреплена главой 28 Налогового кодекса РФ. Значительная часть полномочий по назначению ставок, порядка и сроков внесения платежей, льгот, предоставляемых определенным категориям налогоплательщиков, передана региональным органам. Налог, уплачиваемый собственниками транспортных средств, является серьезным источником получения дохода, так как количество машин и других видов транспорта постоянно растет. Это позволяет наполнять региональную казну и оживлять экономику регионов.
Субъекты и объекты налога на транспорт
Платить налог на транспорт должны лица (налогоплательщики), которые оформили (зарегистрировали) на себя транспортное средство в соответствии со ст. 357 Налогового Кодекса РФ. Размер налога, который должен быть уплачен физическим лицом, определяется органами налоговой инспекции. В России применяется единое исчисление, в соответствии с которым 1 лошадиная сила равна 735.5 Вт (1 кВт равен 1,36 л.с.). При расчете за основу берутся данные, подаваемые регистраторами транспортных средств на территории РФ. К таким органам относятся ГИБДД, Гостехнадзор, Инспекция по судам.
Еще одним субъектом налогообложения является лицо, фигурирующее в доверенности на управление ТС, если оно приобреталось, и было передано другому субъекту с оформлением доверенности до 30 июля 2002 года. Налогоплательщик, являющийся на данный момент владельцем ТС в соответствии с регистрационными документами, должен уведомить налоговую инспекцию о том, что ТС было передано путем оформления доверенности другому субъекту.
В качестве объектов налогообложения рассматриваются машины, автобусы, мотоциклы, другой транспорт самоходного типа и механизмы, передвигающиеся на гусеничном ходу. Кроме того, к таким транспортным средствам относится водный (корабли, яхты, парусные судна и др.), воздушный транспорт (самолеты, вертолеты), а также снегоходы, гидроциклы и прочее. Не относятся к объектам, которые подпадают под налогообложение:
- ТС, пребывающие в розыске, если факт кражи подтвержден путем составления соответствующего документа;
- Лодки на веслах;
- Лодки с моторами, двигатель которых не превышает 5 л.с.;
- Легковые авто, специально оборудованные под потребности инвалидов;
- Легковые авто до 100 л.с (73,55 кВт), которые были выданы (куплены) через органы соцзащиты на законных основаниях;
- Сельскохозяйственная техника, суда речные и промысловые, санавиация.
При регистрации авто, органы, ее осуществляющие, должны подавать в налоговую инспекцию по месту своего расположения информацию о регистрации, снятии с учета, а также о лицах, на которых регистрируются данные средства в течение 10-дневного срока после выполнения этих действий. Эти органы также обязаны каждый год не позже 1 февраля подавать данные обо всех действиях, связанных с ТС, выполненных за истекший календарный год. Налоговым считается именно такой период.
База для начисления
Налоговая база устанавливается по ТС, оснащенных двигателями. Она зависит от мощности, которую имеет конкретный двигатель (измеряемой лошадиными силами), указанной в документах на транспорт. Таким документом может быть паспорт ТС или самоходной машины. К другим транспортным средствам водного или воздушного типа без двигателей или имеющих неопределяемую валовую вместимость, налоговая база должна устанавливаться в виде единицы ТС. К такому транспорту могут быть отнесены плавучие краны, дебаркадеры и др. средства без двигателей для автономного перемещения.
Заключение
Таким образом, транспортный налог в России регулируется Налоговым кодексом и соответствующими региональными законами в каждом субъекте РФ. Субъектом налогообложения являются физические или юридические лица, которые являются собственниками транспорта. Соответственно, объектом признается само транспортное средство, прошедшее регистрацию в органах ГИБДД, Гостехнадзора. Только региональные власти определяют налоговые ставки, тарифы, льготы на оплату государственного сбора. Если этого в законодательстве субъекта не предусмотрено, то при расчете размера платежа используются базовые показатели, зафиксированные в НК РФ.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
При покупке машины граждане, как правило, уделяют основное внимание всякого рода насущным вопросам (характеристики, цена, техническое состояние, оформ ...
-
История платных дорог берет свое начало еще со Средневековья. Тогда вся Европа была разбита на удельные княжества, и каждый князь почитал своим долгом ...
-
Налог на роскошь обязывает владельцев транспортных средств, средняя рыночная цена которых превышает отметку в три миллиона рублей, уплачивать в госуда ...
-
Выигрыш — это не всегда деньги, иногда это роскошный подарок — ключи от нового сияющего авто. Но наслаждаясь радостным моментом, не нужно забывать, чт ...