Фонду соцстрахования передадут полномочия по досудебному урегулированию споров
Госдума на пленарном заседании 25 сентября приняла в I чтении законопроект об установлении досудебного порядка рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по социальному страхованию.
«Введение данной процедуры ускорит рассмотрение жалоб. И это бесспорно», — подчеркнул первый зампредседателя Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.
Статс-секретарь — замминистра труда Андрей Пудов в своем выступлении кратко разъяснил процедуру досудебного урегулирования споров. Согласно концепции законопроекта, гражданин, недовольный размером выплаты или отказом в ней, должен обратиться с жалобой в Фонд социального страхования.
Для ФСС проект закона устанавливает пресекательные сроки: если застрахованный прикладывает к жалобе подтверждающие страховой случай и иные сопутствующие документы, то фонд обязан рассмотреть заявление в течение 10 дней. Если же сопроводительных документов нет, то на рассмотрение отводится 20 дней. Если по истечению этого времени гражданин не получит ответа от фонда, то он может обращаться в суд на законных основаниях.
В пояснительной записке инициаторы проекта указывали, что все недовольные размером назначенных страховых выплат или отказом в них, сразу же обращались в судебные органы для решения вопроса. В 2011-2014 гг. у Фонда соцстрахования не было не только прямых полномочий для решения подобных споров, но и возможностей, поскольку жалобы туда даже не поступали. И о том, что какой-то застрахованный недоволен решением ФСС, фонд узнавал в суде.
«Обращение граждан напрямую в суд по вопросу изменения размера выплат приводит к тому, что суд, рассматривая такое требование и вынося решение о конкретном размере полагающегося гражданину страхового обеспечения, по сути, подменяет собой Фонд, который должен предоставлять гражданину государственную услугу по назначению страхового обеспечения, а не рассматривает спор между гражданином и Фондом», — отмечалось в пояснительной записке.
В 2018 году непосредственно в ФСС поступило 1,3 тысячи обращений граждан по вопросам страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В основном застрахованные жаловались на то, что территориальные органы фонда неверно квалифицировали произошедшее с работниками на производстве. Следствием этого становились выплаты меньшего размера или отказ в них. Около 30% всех обращений, полученных по этой теме, были направлены ФСС на пересмотр.
При этом в фонде считают, что если на законодательном уровне будет установлена обязательная процедура досудебного урегулирования, то порядка 30-50% всех поступающих претензий от застрахованных будут решаться положительно, соответственно, и нагрузка на суды снизится в разы. Кроме того, заявителям не придется нести дополнительных судебных издержек в виде госпошлины или оплаты услуг представителей и т.д.
«Досудебный порядок урегулирования жалоб, предлагаемый законопроектом, не лишая застрахованных, а также лиц, обратившихся за получением страховых выплат в случае смерти застрахованного, права на судебную защиту, устанавливает дополнительный механизм реализации внесудебных (досудебных) способов защиты их прав в сфере социального страхования, делая конституционные гарантии (право на обращение в государственные органы, право на защиту прав и свобод, право выбора гражданином способов защиты) реальными», — подчеркнули инициаторы законопроекта.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!