Наверх

Как обжаловать протокол ГИБДД об административном правонарушении?

За первую половину 2018 года судом было прекращено более 12 тысяч производств по делам об админнарушениях, наказания за которые предусмотрены главой 12 КоАП. Более 23 тысяч дел было передано судом обратно возбудителю для устранения недостатков, основанием для этого была жалоба на протокол об административном правонарушении, составленном с ошибками. Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении и где это сделать? Каков срок обжалования протокола об административном правонарушении?

Чем протокол отличается от постановления ГИБДД?

Протокол об административном правонарушении и постановление — это совершенно непохожие документы, которые применяются в разных целях. Порядок составления протокола, его содержания и ситуации, при которых он выписывается содержаться в ст.28.2 КоАП РФ. Там сказано, что протокол должен быть составлен при фиксации уполномоченным сотрудником нарушения ПДД, наказание за которое предусмотрено не только в виде штрафа, то есть видами ответственности может быть арест, назначение обязательных или принудительных работ, лишение специального права (в данном случае права управления автомобилем). В протоколе должно быть указано следующее:

  • Дата и место составления;
  • Сведения о составителе (ФИО, должность);
  • Сведения о нарушителе (ФИО, паспортные данные);
  • Информация о свидетелях и потерпевших;
  • Описание события, являющегося правонарушением;
  • Объяснения нарушителя;
  • Виды ответственности, которые предусмотрены (с указанием статей КоАП РФ) и т.д.

Порядок обжалования протокола об административном правонарушении данной статье не рассматривается. Нарушитель в обязательном порядке должен ознакомиться с содержанием составленного документа и поставить свою подпись. Если он отказывается это сделать, то сотрудник ГИБДД должен внести соответствующую запись в протокол. Он также должен выдать водителю или его представителю копию протокола, но если ее брать тоже отказываются, у уполномоченного сотрудника есть 3 дня для направления копии документа по адресу регистрации или проживания нарушителя.

Сотрудник ГИБДД не должен составлять протокол, если статьей КоАП за зафиксированное правонарушение предусмотрен только штраф или предупреждение, которые он может выдать на месте. В этом случае составляется лишь постановление об админнарушении. Порядок составления предусмотрен ст.29.10 КоАП РФ. Выдача копии постановления означает, что дело уже рассмотрено и санкции за нарушение назначены. Соответственно, в документе должны быть указания на лицо, рассмотревшее дело (в данном случае, это инспектор ДПС или ГИБДД), дата и место рассмотрения, обстоятельства нарушения, срок обжалования постановления, размер выписанного штрафа (с указанием статьи КоАП РФ) и платежные реквизиты.

Постановление, составленное на месте нарушения, выдается водителю в виде копии или направляется по адресу его прописки или проживания. Если нарушение зафиксировали дорожные камеры, то протокол не составляется, даже если за совершенное нарушение КоАП предусмотрено лишение прав. В этом случае также составляется постановление и вместе с фотоматериалами направляется нарушителю на указанный в базе адрес.

Можно ли обжаловать протокол?

Обжалование протокола об административном правонарушении невозможно, поскольку этот документ не устанавливает наказание и в нем не содержится решение по возбужденному делу. Протокол только фиксирует происшествие. Он является поводом для возбуждения административного дела и его дальнейшего рассмотрения. На основании протокола судом или иным уполномоченным органом выносится решение о назначении наказания. Вот такое решение нарушитель и может обжаловать, если с ним не согласен.

Обжалование протокола ГИБДД

Постановление же водитель может обжаловать в установленный законодательством срок, потому что этот документ уже содержит решение по делу, вынесенное на основании зафиксированного нарушения. Так как обжаловать протокол об административном правонарушении нельзя, оспаривание постановления является единственной возможностью для водителя избежать наказания в том случае, если оно было назначено безосновательно.

Порядок обжалования

Подавать жалобу на решение о назначении того или иного вида ответственности за нарушение необходимо в тот орган или тому уполномоченному лицу, которое это решение вынесло. Если речь идет о санкциях за нарушении ПДД, то обжаловать их можно в ГИБДД (если это штраф) или в суде (если это арест, лишение прав и т.д.). Обжалование протокола об административном правонарушении ни в одной из инстанций невозможно, хотя дело в суде возбуждается на основании именно этого документа. В Москве штрафы имеют право выписывать еще две организации — МАДИ (Московская административная дорожная инспекция) или ГКУ АМПП (Администратор московского парковочного пространства). Поэтому если в постановлении указана одна из них, то и жалобу следует направлять туда, а не в ГИБДД.

Через ГИБДД

Подача жалобы будет иметь смысл, если у автовладельца есть доказательства своей невиновности, подкрепленные документально. В ГИБДД процедуру обжалования можно осуществить двумя путями — через письменную подачу заявления или через электронное обращение. В первом случае необходимо составить заявление по образцу с указанием причины, по которой данное постановление можно признать незаконным. Образец обжалования протокола об административном правонарушении ГИБДД содержит все основные моменты, которые водитель должен указать в своем заявлении. Он также может отметить непрофессиональные действия должностного лица при выписывании постановления или протокола, если они действительно были. Письменное обращение будет рассмотрено в течение 10 дней, еще 3 дня дается ведомству для того, чтобы направить письменный ответ заявителю.

Обращение в электронном виде осуществляется через официальный сайт Госавтоинспекции. Заявителю необходимо зайти в сервис «Прием обращений» через верхнюю строку меню на главной странице сайта. В новом окне будут разъяснены правила подачи обращений, поэтому внизу страницы заявитель должен подтвердить, что с ними ознакомился. На новой странице необходимо будет заполнить форму — вписать свои личные данные, сведения об адресате, описать суть проблемы и прикрепить файлы (документы, фотографии), которые могут повлиять на положительное рассмотрение вопроса. Ответ на жалобу придет на электронную почту, указанную заявителем.

Через суд

В судебный орган можно подать жалобу только на решение самого суда о назначении административного наказания или оспорить решение ГИБДД, которое инспекция приняла в отношении первой жалобы на назначенный штраф. Обжалование административного протокола даже через суд невозможно. Жалоба в суд составляется по образцу. В ней необходимо указать личные и контактные данные заявителя, описать вид правонарушения, за которое было назначено наказание, привести мотивированные основания, согласно которым санкции можно признать незаконными, а также указать просьбу о прекращении производства по делу. Срок рассмотрения такого заявления может составлять до 2 месяцев, однако если в виде наказания был назначен арест, судья рассмотрит обращение гражданина в течение суток. Если и суд не удовлетворит жалобу, то нарушитель может обратиться в вышестоящую апелляционную инстанцию.

Сроки обжалования

Так как оспорить протокол об административном правонарушении нельзя, то и сроки для этой процедуры не установлены. Для обжалования постановления водителю дается 10 дней с момента получения им копии документа. Если этот срок был по уважительной причине пропущен, граждан согласно закону может ходатайствовать о его продлении. К своему ходатайству он должен приложить документы, подтверждающие невозможность обратиться с жалобой вовремя (к примеру, выписка из больницы или почтовые документы).

Заключение

Протокол, составленный из-за админнарушения, оспорить автовладелец не может. Он может только подать жалобу на решение того или иного ведомства, согласно которому ему назначается наказание в виде штрафа, лишения прав, ареста и т.д. Порядок и сроки для такой процедуры предусмотрены КоАП РФ.

Советуем почитать: Порядок обжалования штрафа за превышение скорости
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще