Наверх

Бесконтактное ДТП и особенности его оформления

К бесконтактным дорожно-транспортным происшествиям относят ситуации, когда авто участников ДТП не контактируют друг с другом, а ущерб причинен не только одной из сторон, но и третьему лицу. Сложность определения вызвана непростой ситуацией, возникающей на дороге при бесконтактном ДТП. Владелец первой машины нарушает правила и создает помехи для второго авто. Водитель второго авто, избегая столкновения, маневрирует и наносит ущерб своему имуществу и (или) имуществу третьего лица. При этом виновная и пострадавшая стороны напрямую не контактируют, что усложняет классификацию происшествия.

Какие аварии относятся к бесконтактным?

Наиболее распространенные ситуации, провоцирующие бесконтактное ДТП, — это неожиданный выезд на главную дорогу, резкий поворот, выпадение грузов. Водитель старается избежать столкновения, маневрирует и врезается в соседний транспорт, отбойник, дерево. К такому виду относят и аварии, возникающие из-за пешеходов, выбегающих на трассу в неположенном месте. Чтобы происшествие было квалифицировано как ДТП, необходимо наличие ущерба, причиненного пострадавшему авто или имуществу третьей стороны. В качестве третьего участника может выступать не только водитель автомобиля, но и частная компания, государственное учреждение, если его имуществу был причинен вред. Например, вылетевший с трассы автомобиль врезается в придорожный магазин или остановку общественного транспорта.

Как правило, до расследования сотрудниками ГИБДД деталей аварии степень виновности сторон установить сложно. Даже пострадавший водитель в результате экспертизы может оказаться частично виновным в ситуации на дороге, поскольку не соблюдал дистанцию или продолжал маневр вместо остановки машины. Установить истину особенно сложно, если спровоцировавший аварию водитель скрылся, а номер его определить не удалось. В основу дальнейших разбирательств ляжет правильность оформления ДТП нарядом автоинспекции.

Особенности оформления

После остановки всех ТС, участвовавших в аварии, вызывают сотрудников ГИБДД, скорую (при необходимости). Догонять уехавшего виновника ДТП запрещается, также нельзя менять расположение машин и предметов. Упрощенное оформление происшествия (европротокол) исключается, поскольку не было взаимодействия транспортных средств. Сотрудники автоинспекции обязаны учесть показания сторон и свидетелей (при наличии), съемку с видеорегистратора (подойдет не только прибор пострадавшей стороны, но и свидетелей), погодные условия, картину происшествия (расстояние между объектами, тормозной путь и др.). Все данные фиксируются в протоколе, на основании которого выносится решение о виновности сторон, выдаются соответствующие документы (справки).

Бесконтактное ДТП

Распространена практика, когда виновником аварии автоматически становится сторона, непосредственно причинившая ущерб. Задача водителя — максимально точно и ясно изложить инспектору причину своих действий, подкрепив слова показаниями свидетелей, видео- или фотосъемкой, очевидными фактами. Все это должно быть внесено в протокол. Если одна из сторон с выводами автоинспекции не согласна, то это должно отражаться в документах (при подписании протокола изложить причины несогласия). В спорной ситуации необходима автотехническая экспертиза, которая может подтвердить, что пострадавшая сторона не могла избежать опасного маневра, спровоцированного виновником аварии. Именно от этого решения зависят страховые выплаты по ОСАГО.

Полагаются ли страховые выплаты?

Однозначный ответ — да, если установлена виновная сторона. Именно страховая компания виновника аварии должна производить выплаты. Обязанность страховщика компенсировать ущерб при бесконтактном ДТП закреплена Верховным Судом (Бюллетень № 2 от 2015 г.). Поскольку ОСАГО страхует ответственность автовладельца, а она возникает из-за причинения ущерба, то количество участников аварии и их взаимодействие принципиального значения не имеет. Стоит отметить, что прямые выплаты (от своей страховой компании) исключаются, поскольку в аварии пострадала третья сторона. Данное положение утверждено ВС 22.06.2016 г. (обзор судебной практики, 2016 г.), поэтому оплачивать ущерб обязан страховщик виновника аварии.

Возмещение, которое страховая компания выплачивает крайне неохотно, будет напрямую зависеть от документов, оформленных сотрудниками автоинспекции. Только экспертиза, подтверждающая, что у пострадавшего не было возможности избежать столкновения (с транспортом или неподвижным объектом), является неоспоримым аргументом, который чаще всего заставляет страховые компании компенсировать убытки.

Для обращения к страховщикам необходимо выяснить, в какой компании застраховано ТС виновника аварии, написать заявление и приложить документы: схему ДТП, протокол с подписями сотрудников ГИБДД, справку с указанием виновной стороны. Только прямое указание на виновника в протоколе и подтверждающая этот факт справка убедят страхового агента в необходимости удовлетворить просьбу заявителя. В остальных случаях придется обращаться в суд с иском.

Несут ли водители административную ответственность?

При вынесении решения судьи часто руководствуются пунктом ПДД 10.1, нарушение которого сотрудник ГИБДД прописывает в протоколе при бесконтактной аварии. Пункт правил определяет, что водитель ТС обязан управлять авто с учетом возможной опасности, груза, погоды, состояния дороги. При этом скорость машины должна быть такой, чтобы успеть затормозить и остановиться. Возражать подобному определению достаточно сложно, поэтому больше шансов на успех имеют иски от пострадавших водителей, если в протоколе ДТП этот пункт не упоминается.

Существует судебная практика, при которой внесение данного пункта в протокол признается незаконным. Это Постановление ВС России по делу Чеснокова С. А. № 81-АД11-2 (от 26.05.11). Несмотря на неудачи в районных и областных судах, пострадавший обратился в Верховный суд, где жалоба была удовлетворена частично — из материалов дела упоминание о пункте 10.1 исключено. Особенность указанного пункта в том, что административное наказание за него не предусмотрено, поэтому сотрудники автоинспекции отказывают в возбуждении дела об административном правонарушении. При этом вменяют в вину нарушение пункта 10.1 пострадавшему, что противоречит закону.

Заключение

За последние годы количество обратившихся в суды водителей, которым отказывают в выплатах и обвиняют в нарушении правил при бесконтактном ДТП, увеличилось. Как следствие — выносятся судебные постановления, благодаря которым некоторые особенности бесконтактной аварии удается прояснить и наказать настоящего виновника, спровоцировавшего ДТП.

Советуем почитать: Что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и его участники
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще