Особенности возмещения ущерба при ДТП без учета износа
Более чем типична ситуация, когда представители страховой компании при определении размера выплаты по ОСАГО считают ущерб с учетом износа машины. Но зачастую автовладельцам нужно потратить на ремонт существенно больше, ведь покупать придется уже новые детали и компоненты. Возникают вопросы: насколько законны такие действия страховщиков, можно ли взыскать деньги за причиненный ущерб целиком и каким образом это лучше сделать?
Как происходит калькуляция ущерба по ОСАГО и КАСКО?
При определении итоговой суммы страховой компенсации по ОСАГО расчет производится с учетом износа деталей. Подобные действия со стороны страховщиков полностью законны и соответствуют правилам, содержащимся в единой методике Центробанка (Положение №432-П от 19 сентября 2014 года). А поскольку не всегда отдельные элементы автомобиля можно восстановить и их приходится менять на новые, выплаты ОСАГО, как правило, просто не покрывают расходов автовладельца на ремонт. На практике это выглядит следующим образом: пятилетнее авто попало в ДТП и в результате аварии у него был серьезно поврежден бампер. Степень полученного урона делала невозможной починку детали, и у собственника ТС не осталось другого выбора, кроме как купить новый бампер. Возмещение по ОСАГО только частично покрыло его стоимость, потому что при расчете учитывался фактор износа.
Что касается полиса КАСКО, то здесь ситуация несколько иная — все будет зависеть от условий договора, заключенного со страховой компанией. Если в нем есть пункт о том, что износ не учитывается, то в случае дорожно-транспортного происшествия автовладельцу возместят полную сумму затрат на ремонт. Напротив, когда гражданин приобретает страховку с амортизацией (она стоит дешевле) действует сценарий, описанный выше для ОСАГО.
Что говорит законодательство?
До 2014 года не существовало единой правовой трактовки по поводу учета износа при возмещении ущерба. С одной стороны в тексте Федерального закона №40-ФЗ «Об ОСАГО» ничего не говорилось о каких-либо ограничениях в страховой компенсации, связанных с амортизацией ТС. Но в то же время в Правилах по ОСАГО (утверждены отдельным постановлением правительства РФ) содержался пункт о том, что «определение размеров восстановительных расходов проводится с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей…». Естественно, страховщики ссылались именно на «Правила» и старались максимально снизить сумму выплат.
Поскольку вышеупомянутый закон затрагивал именно порядок возмещения по ОСАГО, его положения не применялись к физическим лицам, и поэтому у пострадавших в ДТП граждан имелась возможность в судебном порядке взыскать разницу между реальным уроном и страховой компенсацией с виновника аварии. Конечно, суд далеко не всегда удовлетворял подобные иски, но тем не менее это было вполне реально. В октябре 2014 в силу вступила уже упоминавшаяся ранее Единая методика Центробанка, которая признавала оценку ущерба только с учетом износа. И следуя ее указаниям, суды стали отказывать автолюбителям в таких исках. Все изменилось 10 марта 2017 года, когда Конституционный суд РФ огласил постановление №6-П. В нем говорилось, что методика Центробанка применима лишь в сфере ОСАГО. Автовладельцы снова получили право на требование части возмещения непосредственно с виновника ДТП.
Можно ли получить компенсацию без учета износа?
Благодаря вышеназванному постановлению Конституционного суда такая возможность теперь есть у всех водителей, чье имущество пострадало в дорожном происшествии. С одной стороны это очень хорошее нововведение, так как оно предупредит разного рода абсурдные случаи, когда человек на полученную от страховщика выплату не мог отремонтировать и восстановить машину. Поскольку суммы возмещения просто не хватало — она рассчитывалась с учетом того, что автомобилю уже более 10 лет и часть поврежденных деталей порядком износилась.
В то же время никто не исключает обратные ситуации, когда владелец бюджетного авто повредит в ДТП дорогую иномарку (но уже далеко не новую). Хозяин машины выставит виновнику огромный счет за ремонт, тогда как реальная стоимость причиненного урона зачастую гораздо ниже. Для того чтобы избежать особо вопиющих случаев, судам было рекомендовано более детально разбирать каждую ситуацию и не допускать неосновательного обогащения пострадавшей стороны, но остается только гадать, насколько эффективно данный механизм будет работать на практике.
Заключение
Таким образом, возмещение урона автомобилю по полису ОСАГО происходит с учетом износа деталей транспортного средства. При наличии КАСКО компенсация может осуществляться и без учета износа, но только в том случае, если такое положение закреплено договором. Если суммы возмещения на полный восстановительный ремонт авто не хватило, то оставшиеся средства можно взыскать с виновника аварии в судебном порядке.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Практика оформления ДТП без участия ГИБДД пришла в РФ из Европы. Для фиксации основных моментов происшествия страховые компании заранее выдают водител ...
-
В обычных условиях при совершении дорожно-транспортного происшествия определяется виновное лицо, по страховке которого пострадавшая сторона получает в ...
-
Несмотря на все усилия дорожных служб и компетентных органов, количество ДТП с летальным исходом каждый год увеличивается. Вполне естественно, что род ...
-
Объективная реальность такова, что получить ущерб автомобиль может, даже не участвуя в дорожном движении (например, просто дожидаясь хозяина на парков ...