Наверх

Система взимания платы для большегрузов Платон

В ноябре 2017 г. системе взимания платы «Платон» исполнилось 2 года. За это время она прошла непростой путь общественного признания, но говорить о полном принятии «Платона» обществом пока сложно. Тем не менее система работает и приносит существенный доход в федеральный бюджет, чему не слишком рады регионы. Недовольство компенсируется солидными финансовыми перечислениями, работами по восстановлению дорожных покрытий, строительству, ремонту мостов. Несмотря на длительные забастовки владельцев транспортных компаний и дальнобойщиков в 2016 г., законодательные и тарифные коллизии, «Платон» продолжает функционировать в соответствии с требованиями законодательных актов РФ.

Причины появления «Платона»

В рамках системы «Платон» взимается оплата за передвижение по федеральным трассам. Предусмотрено, что платить за использование дорожного покрытия должны владельцы грузового транспорта грузоподъемностью более 12 т. Таким способом государство стремится компенсировать вред, который наносят большегрузы дорогам федерального значения. Предпосылки для создания и внедрения упорядоченных платежей, компенсирующих вред от многотоннажного транспорта, были заложены в апреле 2011 г. законом № 68 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Старт «Платону» был дан 15 ноября 2015 года, а название системы является сокращенным вариантом фразы «плати за тонну».

Закон, регулирующий действие системы, предусматривает внесение дополнительной статьи, которая регламентирует оплату за передвижение по федеральным дорогам для владельцев большегрузов. Также прописан порядок езды по платным дорогам, учет прицепов. Указываются и транспортные средства, которые освобождаются от оплаты. Важным фактором является упоминание о бортовых устройствах и технологических объектах, которые сегодня используются в системе. Уже в 2011 г. было определено, что все сборы должна осуществлять частная компания (юрлицо или ИП), которая будет каждый день переводить средства в государственную казну. «Платон» разрабатывался по аналогии с системой Toll Collect, которая уже 12 лет работает в Германии. При этом порядок взимания платежей тоже заимствован у немцев. ООО Toll Collect GmbH является администратором системы, проводит сбор средств и направляет их в бюджет.

Как работает система?

Создатели системы ставили перед собой несколько задач. Ссылаясь на опыт других государств, в которых подобные выплаты уже давно стали нормой, разработчики «Платона» рассчитывали на эффективные вложения средств в ремонт дорожных полотен, компенсацию эксплуатационных расходов и строительство трасс. Так владельцы фур самостоятельно покрывают ущерб, наносимый транспортными средствами с высоким тоннажем, а деньги пойдут на восстановление покрытий федеральных трасс по всей России.

Система Платон

Владелец транспортной компании, которая эксплуатирует большегрузы, должен зарегистрироваться в системе и открыть индивидуальный счет. «Платон» основан на системе авансовых платежей: вначале на счет необходимо внести определенную сумму, с которой и будут взиматься дорожные сборы. Основанием для снятия денег с индивидуального счета является маршрутная карта, заранее составленная водителем, логистом или проезд под специальной рамкой, которая фиксирует нахождение фуры на трассе. Также на автомобиль устанавливается специальное оборудование, подсчитывающее километраж. За каждый километр пути владелец фуры или водитель должен уплатить взнос по утвержденному тарифу. Деньги уходят оператору, который администрирует систему «Платон». Часть средств остается на счетах компании, чтобы компенсировать затраты на управление системой, а остальные деньги перечисляются в федеральный бюджет. Эксперты считают, что каждый год система будет позволять пополнять казну на 50 млрд. руб., которые пойдут на качественное восстановление дорожных покрытий и постройку новых дорог. Однако на практике работу «Платона» дальнобойщики и частные собственники фур восприняли неоднозначно.

Недостатки системы взимания платы

Введение системы спровоцировало достаточно серьезный общественный резонанс, продолжавшийся и в 2017 г. В декабре началась очередная волна пикетов, в которых дальнобойщики требовали отмены «Платона». В 2016 г. тариф системы повысили незначительно (с 1,53 руб. за км до 1,90 за км), хотя изначально планировалось увеличить сбор более чем в 2 раза. Протестные настроения основаны на нежелании мелких частников выходить из тени и регистрировать бизнес официально, а также на недостатках самой системы. Если крупные компании достаточно спокойно отреагировали на новый сбор, то частные предприниматели уверены, что система препятствует развитию их бизнеса, увеличивая расходы на эксплуатацию транспортного средства.

Недочеты, выявленные в работе самой системы, провоцируют рост недовольства пользователей. Например, большие нагрузки на сервер компании-оператора влекут за собой сбои в системе, несвоевременное перечисление взноса и, как следствие, наложение штрафов. Также неудобен механизм использования дорожных карт, которые составляются до поездки и не дают возможности скорректировать маршрут. Чтобы избежать пробок, объехать место ДТП или не въезжать в зону стихийного бедствия, водитель должен нарушить спланированный путь следования, что приводит к штрафу, который оплачивается им самим.

Является ли сбор «Платона» налогом?

Система вызвала возражения не только со стороны непосредственных плательщиков, но и со стороны политиков. В 2016 г. группа депутатов обратилась в Конституционный суд с просьбой разъяснить, почему взносы «Платона», имеющие все признаки налоговых сборов, регламентируются отдельным законодательным актом, а не Налоговым кодексом. При этом в налоговой отчетности компаний суммы сбора фигурируют. КС вынес Постановление № 14-п, в котором подтвердил правомерность установления выплат отдельным законодательным актом. Судьи также порекомендовали законодателю определиться с наименованием неналогового платежа. Главное достижение — установление взаимозачета между транспортным налогом и сбором «Платона», при условии, что сбор будет компенсировать часть налога на тот же автомобиль в текущем году. Соответствующие поправки были внесены в Налоговый кодекс в 2016 г. Однако от такого решения страдают бюджеты федерального уровня, куда шел транспортный сбор.

Заключение

Система «Платон» и сегодня провоцирует недовольство, однако государство продолжает активно внедрять ее в качестве источника доходов в бюджет. ИП и частники вынуждены декларировать реальные доходы или закрывать бизнес, поскольку при большом пробеге большегрузов оплата проезда становится неподъемной для мелких предпринимателей. Намерения «Ространсмодернизации» распространить сбор системы и на грузовой транспорт с максимальной массой от 3,5 т пока успехом не увенчались.

Советуем почитать: Тарифы и условия системы Платон
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще