Тарифы и условия системы Платон
С 2015 г. в России грузовой транспорт с максимальной массой, превышающей 12 тонн, может передвигаться по федеральным трассам только после оплаты по установленному тарифу. Система, которая регулирует поступление и распределение средств, получила название «Платон». В течение 2-х лет работы тарифы на проезд большегрузов вызывали общественный резонанс. Однако правительство не намерено сворачивать с выбранного курса, и анонсировало очередное повышение в 2018 г. Такое решение, по мнению экспертов, обосновано экономической необходимостью, поскольку позволяет оптимизировать дорожно-транспортную инфраструктуру государства.
Система ставок оплаты «Платона»
На сегодня тариф за километр пути для большегрузов составляет 1,93 рубля. До апреля 2017 г. сумма была меньше — 1,53 рубля за километр. При этом изначально планировалось, что владельцам большегрузов придется платить не менее 3,73 руб., однако протесты дальнобойщиков привели к снижению тарифа на 59%. Федеральное дорожное агентство, по многочисленным просьбам пользователей, представило в СМИ обоснование тарифов.
Чиновники напоминают, что работа системы «Платон» направлена на восстановление и строительство дорожных полотен, которые разрушаются из-за движения транспорта с высоким тоннажем. Деньги плательщиков также идут на финансирование совместных проектов по строительству мостов, путепроводов, реконструкции улиц.
Оплачивая передвижение по федеральным трассам, собственник машины экономит на транспортном налоге. Согласно статье 31.1 закона № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», «Платон» не действует на платных трассах, поэтому дублирование платежей исключено. Министерство транспорта России в 2010 г. инициировало проведение комплексного исследования, которое включало опытно-конструкторские, научно-исследовательские работы. Его целью было рассчитать затраты на эксплуатацию дорог, примерный ежегодный пробег большегрузов (тяжелее 12 т) и уровень износа дорожного покрытия из-за движения фур. Расчеты специалистов показали, что экономически мотивированный тариф составляет 8,2 руб. за километр пути. С учетом топливного акциза сумма была уменьшена до 5,38 руб.
Коррекция тарифных расчетов
Учитывая социально-экономические последствия, правительство снизило тариф на 1,88 рубля. Согласно правительственному Постановлению № 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» от 14 июня 2013 г., сумма оплаты составила 3,5 рубля. В 2015 г. этот показатель из-за инфляционных процессов в государстве был увеличен на 23 коп. Планировалось, что действовать такой тариф начнет с осени 2015 г., однако широкий общественный резонанс и пикеты протестующих вынудили правительство скорректировать сумму, применив понижающий коэффициент. На старте системы «Платон» в ноябре 2015 г. тариф (с учетом коэффициента 0,41) составлял 1,53 руб. Однако такая сумма не соответствовала экономическим реалиям, и было запланировано, что с весны 2016 г. до конца 2018 г. тариф будет корректироваться, пока не достигнет показателя 3,06 рубля. Стоит отметить, что цена проезда большегрузов по государственным трассам в других странах гораздо выше. Даже в соседней Беларуси владельцам коммерческого грузового транспорта приходится платить в 6 раз дороже, а в Австрии оплата составляет почти полдоллара за километр.
Изменения тарифов и условий в 2018 году
Тариф с понижающим коэффициентом для автотранспорта с максимальной массой от 12 тонн в системе «Платон» должен измениться в 2018 г. Об этом говорят чиновники, опираясь на Постановление 2015 г. В правительстве считают, что период привыкания владельцев коммерческих большегрузов к выплатам по «Платону» прошел, а потребность в увеличении тарифа осталась. Уже есть первые результаты целевого использования денег: построены мосты, путепроводы, отремонтированы дороги. Дальнейшая оптимизация дорожно-транспортной инфраструктуры государства требует средств, которые Минтранс рассчитывает получить от бизнесменов-перевозчиков.
М.Ю. Соколов, глава транспортного министерства РФ, констатировал, что повышение тарифов в 2018 г. неизбежно. При этом в проекте Минтранса предусмотрены льготные условия для тех перевозчиков, которые указывают в дорожных картах большие расстояния для большегрузов. Планируется, что сумма тарифа составит 2,15 руб. за километр пути. Эти данные уже внесены в федеральный бюджет, предусматривающий получение от «Платона» 23 млрд. руб. Как показывает практика, рост тарифа, несмотря на активные протесты дальнобойщиков, которые не прекращаются и сегодня, дает свои результаты. Несколько замороженных проектов по строительству мостов реализованы с помощью перечислений от «Платона», построены путепроводы, более 8,5 млрд. руб. возвращено в регионы в качестве компенсации транспортного налога.
Заключение
Обоснованный экспертами тариф системы «Платон» превышает 5 руб., однако с учетом социально-экономических последствий правительство снизило эту сумму. Этот шаг не привел к стабилизации протестных настроений, поэтому было принято решение применить понижающий коэффициент. Минтранс официально заявил о повышении тарифа, поскольку период «привыкания» завершается и 2018 г., а бюджет рассчитан с учетом новых показателей.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
В ноябре 2017 г. системе взимания платы «Платон» исполнилось 2 года. За это время она прошла непростой путь общественного признания, но говорить о пол ...
-
Второй квартал 2017 года ознаменовался изменениями нормативно-правовой базы, регламентирующей взимание платы через систему Платон. Дело в том, что 15 ...
-
Система Платон молода, но очень перспективна. Она является реакцией Правительства на поддержку федерального бюджета при восстановлении состояния дорож ...
-
Система взимания средств с владельцев грузовых авто упрощает взаимодействие между участниками процедуры. Она позволяет определить расстояние, которое ...