Транспортный налог на электромобиль в России
На сегодня в стране производят только одну модель электромобилей и всем желающим приходится рассматривать возможности ввоза такого авто из-за рубежа. Но это все влечет лишние траты на растаможку и т.д., а вместе с тем предстоит уплачивать еще и ежегодный транспортный налог. Все это неблагоприятно сказывается на переходе населения на более экологичный транспорт, и вместе с тем, растет сомнение многих граждан в справедливости обязанности по уплате ТН. Какие особенности имеет налогообложение электромобилей в России? Какова иностранная практика налогообложения такого транспорта? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Особенности налогообложения электромобилей в РФ
Электромобили не являются исключением и облагаются транспортным налогом на общих основаниях — это предусмотрено статьей 358 НК РФ. Этим же кодексом предусмотрено, что транспортный налог взимается в регионах самостоятельно и зачисляется в соответствующие бюджеты, а на федеральном уровне лишь определяются порядок взимания сбора, субъекты и объекты налогообложения, сроки внесения сумм в бюджет и размеры базовых ставок. В основе расчета ТН лежит мощность двигателя, чем больше она, тем выше налог. Общая формула расчета налога выглядит следующим образом:
ТН = НБ х НС х (КМВ / 12), где:
- ТН — транспортный налог;
- НБ — налоговая база;
- НС — налоговая ставка;
- КМВ — количество месяцев владения авто за календарный год.
Если владение осуществлялось целый календарный год, то сумма ТН составляет произведение налоговой ставки и количества лошадиных сил. Беря за основу базовые ставки, власти каждого из регионов определяют размеры местных ставок, применяемых внутри подконтрольной им территории. Чаще всего размеры ставок на местах в разы выше установленных базовых ставок, особенно это касается таких мегаполисов как Москва и Санкт-Петербург. Одновременно власти регионов могут скорректировать порядок налогообложения, сроки уплаты государственного сбора на транспорт и предусмотреть льготные категории плательщиков ТН. Например, Калужская область в качестве эксперимента установила льготную категорию плательщиков — владельцев электромобилей, которые на 100% освобождены от уплаты транспортного налога.
Зарубежная практика начисления налога
В РФ сегодня по-прежнему взимается транспортный налог с владельцев электромобилей, несмотря на то, что вопрос об его отмене все чаще обсуждается в обществе и Правительстве. В других странах ситуация с транспортным налогом обстоит не так. В большинстве зарубежных государств такого налога нет вовсе, но имеются альтернативные:
- Имущественный налог, налоговая база которого завязана на стоимости авто;
- Дорожный налог, поступления в бюджет от которого расходуются на восстановление имеющихся и строительство новых магистралей;
- Экологический налог, который призван стимулировать население переход на автомобили с меньшим уровнем загрязнения окружающей среды, либо вовсе отказ от собственного транспорта в пользу общественного.
При этом такие налоги могут применяться как по отдельности, так и комбинироваться, либо устанавливаться открыто и уплачиваться самостоятельно, либо же взиматься скрыто (например, включение в стоимость топлива как в США и т.д.), а в некоторых странах и вовсе отсутствуют. Скрытое взимание, как, например, в США, многими признается оправданным и целесообразным, поскольку это позволяет экономить на численности госслужащих (их требуется меньше и не требуется дополнительно печатать и рассылать квитанции и т.д.), а также размер налога напрямую привязан к интенсивности использования авто, что является справедливым. Сборы с электромобилей в США не производится, поскольку ТН включен в стоимость углеводородного топлива. В Великобритании электромобили также не облагаются налогом.
Китай пошел по стопам США, хотя еще совсем недавно ТН был полноценным самостоятельным сбором. Сейчас он включен в стоимость топлива и составляет 20%. Дополнительно приобретатели транспорта в Китае уплачивают пошлину в размере 10% или 40% от стоимости авто в зависимости от того, где он произведен. Местные автомобили, конечно же, облагаются по меньшему тарифу. Все вырученные деньги от подобных сборов расходуются на строительство и развитие дорожной инфраструктуры.
Во Франции система похожа на китайскую. В момент постановки транспорта на учет владелец платит разовый единовременный платеж, который зависит от объема и мощности двигателя, плюс ежегодно платит налог, который рассчитывается исходя из количества выбросов СО2 на каждые 100 км согласно информации производителя. Если количество производимых выбросов на 100 км меньше 200 грамм, то владелец освобождается от налога, аналогично и с владельцами электромобилей, которые не платят данный ежегодный сбор. Единовременные платежи при регистрации идут на развитие дорожной сети, ежегодные платежи — на поддержание и восстановление окружающей среды.
Инициатива отмены транспортного налога с 2018 года
Правительством был инициирован вопрос отмены взимания транспортного налога с владельцев электромобилей уже с 01.01.2018 на 5 лет, в связи с чем подготовлен проект поправок в НК. Депутатами Госдумы было принято решение доработать текст документа и внести корректировки в некоторые его положения. Основными замечаниями со стороны Комитета Госдумы по бюджету и налогам стало:
- Наличие возможности освобождения от ТН владельцев электромобилей, как отечественного, так и зарубежного производства, а вместе с тем на некоторые модели, подобно Tesla, чрезвычайно дорогие и признанные роскошью;
- Стимулирование подобными льготами приобретение россиянами электромобилей не даст желаемого результата без развития сети специальных заправок для такого транспорта;
- Решение должно приниматься на уровне субъектов, поскольку данный вид налогов — региональный и на федеральном уровне решать вопрос об отмене такого сбора не верно, федеральный бюджет не может взять на себя компенсационные функции.
Сейчас говорить однозначно о судьбе законопроекта рано, но Комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил его. Теперь все зависит от результатов рассмотрения проекта закона на пленарном заседании Госдумы, о дне заседания которого пока неизвестно. В поддержку такой инициативы выступает Федерация автовладельцев России, по мнению руководителя которой данная мера зародит интерес, как в российских автомобилистах, так и в отечественных производителях.
Заключение
Отмена транспортного налога на электромобили ориентирована на увеличение таких машин на дорогах страны и, соответственно, снижение вредных выбросов, но одной отмены государственного сбора не достаточно. Властям еще предстоит продумать способы развития инфраструктуры, для обслуживания такого транспорта и изыскать на это средства, а отечественным машиностроителям предстоит отойти от производства опытных моделей до полноценного серийного производства.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Размер транспортного налога полностью зависит от типа транспортного средства и мощности его двигателя. Несмотря на то, что самоходные машины и спецтех ...
-
Порядок, условия и расчеты транспортного налога (ТН) определены в Налоговом кодексе Российской Федерации. В частности нормативный акт определяет крите ...
-
Снегоходы в РФ также используются в качестве транспортного средства и, несмотря на специфику такого вида транспорта, исключений в вопросе налогообложе ...
-
Бухгалтер при закрытии отчетных периодов в организации и проведении расчетов, в том числе и налоговых на транспорт, числящийся на балансе юридического ...