Законодательство об утилизации старых автомобилей
Процесс переработки старого автомобиля (то есть полная разборка и отправка под пресс) раньше не несла автолюбителям никакой выгоды. Но с 2012 года заработала государственная программа утилизации транспортных средств, которая ставила перед собой цель стимулирования покупки новых автомобилей. Таким образом, автовладелец мог избавиться от своей старой машины и со скидкой приобрести новую. Данная программа действует и в 2018 году. Какими законодательными актами она регулируется? Каковы их основные положения? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.
Нормативно-правовая база
Главным законом, который регулирует процесс утилизации старого транспортного средства и регламентирует его порядок, является Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления». Последние поправки, связанные с процедурой утилизации, были внесены в него Федеральным законом № 393-ФЗ от 05.12.2017 «О внесении изменений». Но помимо этого в той или иной степени вопросы утилизации затрагиваются в следующих нормативно-правовых актах:
- Приказ МВД России № 1001 от 24.11.2008 (ред. от 20.03.2017) «О порядке регистрации транспортных средств»;
- Приказ МВД России № 605 от 07.08.2013 (ред. от 06.09.2017) «Об утверждении Административного регламента»;
- Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Письмо Минфина России № 03-03-06/1/65024 от 05.10.2017 г.;
- Письмо Минэкономразвития России N Д28и-2716 от 05.10.2016 и т.д.
Так, в Приказах Министерства внутренних дел оговаривается необходимость снимать транспортное средство с учета (регистрации) перед утилизацией. Налоговый кодекс регламентирует вопросы включения в налоговую базу субсидий, перечисляемых государством организациям в качестве потери доходов при реализации новых транспортных средств в рамках программы утилизации (п.2 ст.154 и пп.2 п.1 ст.162). Письма государственных ведомств отвечают на более частные вопросы, например, о заключении контракта с утилизирующей организацией или передачей ей в собственность списанного автомобиля по предложенной цене.
Основные положения закона
Согласно положениям законодательства факт уплаты утилизационного сбора должен быть отражен в паспорте транспортного средства (в графе «Особые отметки»). Такие записи стали указываться после 31 августа 2012 года. В соответствии с этим положением утилизация транспортного средства будет осуществлена на безвозмездной основе, если будет доказан факт уплаты госсбора. При этом утилизировать автомобиль собственник не должен самостоятельно, он может передать эту обязанность на уполномоченные Минпромторгом организации. Если же утильсбор не был уплачен, то всю процедуру владелец авто должен осуществить самостоятельно — найти специализирующуюся на таких услугах организацию, оплатить процесс утилизации. Некоторые юридические лица не требуют оплаты, поскольку само транспортное средство может себя окупить.
В законодательстве четко сказано, что автомобиль должен быть снят с учета посредством подачи в ГИБДД соответствующего заявления с указанием причины прекращения регистрации. Для осуществления данной процедуры необходимо убедиться, что нет долгов по административным штрафам ГИБДД, а также просрочек в уплате транспортного налога на данный автомобиль. В принципе нормативные акты не запрещают снимать с учета после непосредственной утилизации авто, но в таком случае пакет необходимых документов для процедуры нужно будет дополнить свидетельством об утилизации, которое выдается организацией-утилизатором.
Последние нововведения
Последние изменения в закон об утилизации транспортных средств были внесены в 2017 году и касались вопросов свободной таможенной зоны. Так, пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона №89 был дополнен абзацем, указывающим, что плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые ранее его не уплатили из-за положений, действующих в свободной таможенной зоне, при перемещении такого транспортного средства под иную таможенную процедуру. Кроме того, был дополнен пункт 6 той же статьи, указывающий, что нет необходимости уплачивать утилизационный сбор, если автомобилю менее 3 лет и он находится на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
В 2015 году Федеральным законом № 392-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона №89» был изменен пункт 1 указанной статьи, а именно добавлены положения об обязанности уплаты утилизационного сбора за самоходные машины и прицепы к транспортным средствам в целях обеспечения не только экологической безопасности, но и охраны здоровья людей. Также был изменен пункт 7, согласно которому ПТС или паспорта самоходных машин стало необходимым выдавать в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Заключение
Таким образом, сразу несколько нормативно-правовых актов регламентируют процедуру утилизации старого транспортного средства. Большее внимание в законодательстве уделено порядку и правилам уплаты утилизационного сбора, который в дальнейшем позволяет произвести уничтожение машины бесплатно и в соответствии со всеми требованиями экологической безопасности.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Чтобы сдать автомобиль на разборку в 2018 году необходимо учитывать все нюансы процесса, и выполнить требования со стороны ГИБДД. Сама процедура не от ...
-
В России в 2018 г. продолжает работать программа по утилизации старого автотранспорта. Владельцев легковых машин, грузовиков и автобусов привлекает во ...
-
Старое авто, выпущенное до 1999 г., можно сдать в утиль и получить скидочный сертификат на покупку новой машины. Однако не все обладатели утилизационн ...
-
Программа по утилизации старых авто, выпущенных до 1999 г., стартовала в России повторно. После регистрации сведений об утилизации в налоговых органах ...