Наверх

История и суть техобслуживания и техосмотра в России

Для современных автомобилистов технический осмотр авто является привычной процедурой, необходимой для приобретения страхового полиса. Новые правила существенно облегчили прохождение обязательного осмотра, который удостоверяет техническую исправность машины. До появления первых самодвижущихся автомобилей аналог техосмотра был предусмотрен для карет и экипажей извозчиков. Соответствующие правила появились в Санкт-Петербурге в конце 60-х годов XIX столетия. Они регламентировали передвижение и стоянку конных экипажей, предусматривали ежегодную проверку и выдачу свидетельств, штрафы для нарушителей. В данной статье рассмотрим ключевые даты и важные изменения в процедуре технического осмотра транспортных средств.

Когда был введен техосмотр для автомобилей?

Технический осмотр для первых автомобилей в России стал обязательным уже через год после появления в Северной столице первого самодвижущегося экипажа, топливом для которого служил бензин. Российский Министр путей сообщения князь Хилков М.Н. осенью 1896 г. утвердил Постановление, согласно которому для каждого автомобиля необходимо было получить удостоверение о его удовлетворительном техническом состоянии. Именно этот период можно считать стартом техосмотра и установлением правил передвижения автоматического транспорта по дорогам России.

Новые правила требовали от владельцев предоставлять экипаж для проверки, причем периодической. Правила осмотра были аналогичны системе проверки паровых котлов, установленных на судах, которые передвигались по внутренним водам государства. Постановление также содержало подробную инструкцию об ограничениях передвижения по шоссе, допустимой скорости. Документ регламентировал и технические требования к новому транспорту: ширину колесных ободьев и шин (в зависимости от нагрузки), способ крепления к ободьям, состояние винтов и заклепок. Также запрещалось использование самоходных авто по шоссе в слякоть и непогоду. На некоторых дорогах эксплуатация машин на бензине категорически запрещалась, поскольку это вредило передвижению конных экипажей.

Хроника развития процедуры в РФ

В начале XX ст. Россия являлось государством, где передвижение и перевозка грузов на автомобилях перестало быть редкостью. Начали действовать официально утвержденные правила дорожного движения, которые устанавливали ряд требований к самому транспортному средству и человеку, который им управлял. От владельцев авто требовали ежегодно являться на техосмотр, где выдавали номера, проводили проверку технического состояния узлов и агрегатов. При этом обязательным условием для выдачи документа было медицинское освидетельствование водителя, экзамен на знание правил и техники эксплуатации машины.

Довоенный период

В 1910 г. вступила в силу международная конвенция, которую ратифицировала и Россия. В соответствии с этим документом Думы издали специальные постановления, дающие право полицейским наказывать нарушителей движения. В 1934 г. начала работать государственная автомобильная инспекция, однако документ, регламентирующий организационно-правовую работу организации, был подписан спустя 2 года. В нем устанавливалась система технических осмотров, которая предполагала периодические обязательные проверки транспорта. Особый акцент делался на качественной подготовке водителей. В ближайшие годы автоудостоверения старого образца были заменены новыми документами, то же произошло с технической документацией машин и номерами. В конце 30-х годов автомобильные хозяйства часто проверялись, весь автопарк раз в полугодие проходил технический осмотр.

Послевоенное время

Серьезные изменения послевоенного периода были обусловлены несколькими причинами: необходимостью переучета автомобильного парка и унифицированного подхода к техническим проверкам на территории всего СССР, а также большим количеством трофейных транспортных средств. Летом 1964 г. были утверждены правила техосмотра легкового транспорта и мотоциклов, единые на всей территории Советского Союза. В этом же году был принят документ, регламентирующий порядок движения по дорогам страны, в котором учитывались все требования международных соглашений. Через 10 лет потребовался пересмотр нормативов, и 01.02.1974 г. вступили в силу новые «Правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов». Этот документ действовал 14 лет и был пересмотрен в 1988 г. Водителям того времени проходить периодические проверки было непросто, поскольку автопарк вырос. Для получения необходимого талона техосмотра приходилось стоять в очереди несколько часов, а иногда и целый день. Зимой 1988 г. чиновники снова пересмотрели правила — это был последний документ, касающийся техосмотра, принятый в СССР.

Ситуация в современной России

До 1998 г. периодичность и порядок технического осмотра автомобильного транспорта, прицепов и мотоциклов устанавливался Постановлением правительства «О порядке проведения государственного техосмотра ТС, зарегистрированных в ГИБДД МВД России» и специальным положением об осмотре транспортных средств. Согласно документам, за своевременное прохождение техосмотра отвечал водитель авто, а приобретенная машина (новая или подержанная) должна была пройти осмотр не позднее чем через месяц после регистрации. По окончании процедуры автовладельцу выдавали талон с указанием срока последующего ТО. Проблемы советского периода при этом оставались нерешенными.

История техосмотра в России

В 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев дал поручение проработать порядок упрощения техосмотра, через год появились существенные изменения, которые облегчили прохождение ТО в России. По новым правилам страховой полис можно приобрести только после прохождения техосмотра, что упрощает контроль за соблюдение сроков. Страховку продадут без ТО в том случае, если автомобиль новый и находится на гарантии. Процедура осмотра теперь не привязана к месту регистрации машины, в любом пункте специальные операторы сделают все необходимое и предоставят водителю документы.

Техобслуживание в других странах

Аналог российской системы техосмотра, когда один и тот же госорган осуществляет контроль движения и проверяет техническое состояние ТС, можно найти только в Турции. Большинство европейских стран давно делегировали полномочия проводить техосмотры частным фирмам, выдавая им лицензии. Например, во Франции машины, которым не исполнилось 4-х лет, могут не проходить техосмотр. Авто до 10-ти лет необходимо проверять раз в 2 года, далее — ежегодно. В Германии и Австрии проверяют соответствие не только техническим, но и экологическим нормам. В США к процедуре ТО относятся по-разному. Законы каждого штата предусматривают разную периодичность и порядок прохождения техосмотра, а в 13-ти штатах он не нужен. Самый строгий осмотр в Вирджинии и Нью-Йорке, а в штате Мэриленд техосмотр необходим только при смене владельца или ввозе машины из другого района. Власти Австралии требуют от водителей проходить ТО при продаже авто и новой регистрации.

Заключение

Понятие технического осмотра появилось в России всего на год позже первой самоходной машины. Необходимость данной процедуры была обусловлена безопасностью водителей и пешеходов. В 2017 г. талоны ТО сменили диагностические карты, однако в ближайшем будущем проконтролировать прохождение ТО водителем можно будет в онлайн-режиме. С 1 января 2018 года процедуру техосмотра  будут фиксировать на фото и видео с целью избежать махинаций с подделкой результатов ТО и диагностических карт.

Советуем почитать: Имеют ли право проверять техническое состояние автомобиля на дороге?
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще