Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
Модернизация системы отечественного здравоохранения предполагает ее доступность, прозрачность, открытость для населения, улучшение качества предоставляемых услуг. Для отслеживания текущего состояния сферы активно внедряется практика не зависимой от чего-либо оценки. Общественный контроль дает возможность гражданам определить уровень обслуживания, выявить проблемы, имеющиеся в поликлиниках и больницах.
Так что из себя представляет независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями? Какими нормативными документами она установлена и регламентируется? Каковы порядок и правила ее проведения? Кто принимает участие в оценке и каковы критерии оценивания? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Что такое независимая оценка качества?
Процесс независимой оценки качества (НОК) установлен на государственном уровне Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Статья 79.1. содержит краткое описание данного вида контроля. Целью НОК признается получение сведений о предоставляемых услугах, проверка для повышения качества деятельности медицинских организаций. Непосредственно экспертиза ведущейся медицинской деятельности и ее уровня законом не ставится задачей проведения контроля. К критериям оценивания организации относятся:
- Доступность сведений об учреждении;
- Комфортность;
- Время в очередях на какую-либо услугу;
- Вежливое отношение к пациентам;
- Квалификация работников;
- Общая удовлетворенность обслуживанием.
Таким образом, целью НОК является информирование граждан о качестве оказания медицинских услуг соответствующими организациями, а также повышение качества деятельности таких организаций. НОК проводится в медорганизациях, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Нормативно-правовое регулирование
Закрепление самого явления осуществлено в Федеральном законе №323, о чем уже упоминалось ранее. Министерство здравоохранения в 2014 издало приказ №787н, в котором утверждены показатели, позволяющие охарактеризовать критерии оценки деятельности медицинских организаций. В документе подробно расписан каждый из показателей и алгоритм его оценивания по пятибалльной шкале. Отдельные положения о НОК содержат в себе приказ Минздрава №269 от 28.04.2016 г. Методические указания по проведению отражены в акте Министерства от 14 мая 2015 г. №240. Присылаемые результаты оцениваются в соответствии с приказом министерства №197 того же года.
Порядок проведения НОК
НОК может проводиться только в тех медицинских организациях, которые приведены в перечне участников программы реализации гарантий предоставления бесплатной медпомощи российским гражданам по полису ОМС. Для того чтобы оценить ту или иную поликлинику, больницу, можно поделиться мнением на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ. В разделе «Голосовать» каждому предлагается заполнить онлайн-анкету. И тогда ее результаты сразу отправятся в банк данных Минздрава. Ссылки на заполняемую форму имеются на сайтах органов власти системы здравоохранения и практически всех медорганизаций, реализующих программу гарантий бесплатно медицинской помощи гражданам страны.
Более сложный, но также доступный способ — это заполнение бланка анкеты в распечатанном виде и отправление ее в орган или его совет (отделение, комитет), ответственный на уровне субъекта за проведение независимой оценки качества предоставляемых услуг. Сделать это проще всего в самой медицинской организации. Поскольку деятельность по ведению гражданами общественного контроля конфиденциальна, то разглашение персональных данных заполнителя исключено.
Критерии оценивания
Общие критерии оценки, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере, здравоохранения, приведены в Приказе Минздрава №787н, опубликованном 28.11.2014 года. Именно в названном нормативном акте подробно расписывается порядок оценки каждого из представленных в таблице ниже критериев.
Критерий
|
Основные показатели
|
---|---|
Открытый доступ к информации
|
|
Комфортность, доступность
|
|
Время ожидания предоставления
|
|
Компетентность
|
|
Удовлетворенность предоставленными услугами
|
|
Все эти критерии приведены для контроля в амбулаторных условиях. В целом, для стационара они практически идентичны. На официальном сайте ГМУ размещена официальная статистика и аналитика по результатам НОК и показатели по общим и дополнительным критериям независимой оценки качества для всех организаций и учреждений, где такая проверка проводилась.
Заключение
Таким образом, для наибольшей объективности оценивания на законодательном уровне принят алгоритм выставления той или иной оценки по каждому из критериев. Это позволяет наиболее четко определить, насколько население довольно обслуживанием в данной медицинской организации. Также НОК как проявление общественного контроля является возможностью усовершенствовать систему здравоохранения в целом.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Министерство здравоохранения не только контролирует деятельность медицинских учреждений (как государственных, так и частных), но и проверяет качество ...
-
Постоянное повышение уровня медицинских услуг, оказываемых гражданам является одной из приоритетных задач, поставленных перед министерством и всей сфе ...
-
В современной системе здравоохранения очень большое значение приобретает надзор за качеством медицинской помощи (КМП). Наряду с государственными и вед ...
-
Деятельность медицинских учреждений, оказывающих услуги по страховой программе, постоянно контролируется страховым Фондом. Мероприятие позволяет улучш ...