Наверх

Пути повышения качества оказания медицинской помощи в системе ОМС

Постоянное повышение уровня медицинских услуг, оказываемых гражданам является одной из приоритетных задач, поставленных перед министерством и всей сферой здравоохранения. Ее представители ежегодно отчитываются правительству о достигнутых успехах на данном поприще. Как обстоит ситуация на самом деле? Какие факторы влияют на качество медпомощи, и какие именно мероприятия в этом направлении реально проводятся государством? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Анализ проблематики

На сегодняшний день в медицинской области не утихают разговоры и споры о том, разумно ли тратить большие деньги на финансирование различных мероприятий по совершенствованию контроля и улучшению качества медицинской помощи (КМП) при том, что согласно статистике никаких особых результатов такие вложения не дают. Не помогают и прямые инвестиции – так, в период с 2011 по 2014 гг. было проведено значительное вливание средств на закупку нового оборудования, ремонт медицинских организаций и повышение зарплат работникам.

Однако, исходя из данных Росстата, количество нарушений при оказании медицинской помощи гражданам не то что не уменьшилось, а даже выросло (с 18% до 23%). Такие цифры безусловно обескураживают и заставляют задуматься о том, стоит ли и дальше продолжать тратить деньги на медицину. Правительство государства решило, что нет, и запустило в том же 2014 году масштабную реформу по оптимизации системы здравоохранения. Промежуточные итоги преобразований показывают, что положение дел лишь ухудшилось — количество лечебных учреждений неуклонно снижается, а какого-то явного повышения качества обслуживания в оставшихся клиниках не наблюдается. В то же время финансирование этой сферы все также снижается — в 2016 году рост бюджета здравоохранения в РФ по сравнению с предыдущим годом составил всего 4,3%, в то время как российский рубль за этот же период обесценился на 13%.

Факторы, влияющие на качество медпомощи

В чем же причина сложившейся на текущий момент ситуации и почему проводившееся финансирование никак не отражалось на качественных результатах? Ответ кроется в детальном рассмотрении структуры обнаруженных дефектов и нарушений. В 2014 году почти половина из них (54,1%) оборачивалась нанесением вреда здоровью пациентов. Среди основных можно выделить два фактора:

  1. Врачебные ошибки и некомпетентность врачей (73,7%).
  2. Недостаток специалистов и медикаментов, сбои в работе медицинского оборудования (23,6%).

Таким образом, хорошо видно, что основная масса проблем кроется не в плохом уровне экспертизы качества или отсутствии необходимой инфраструктуры, а в людях. Если точнее — все дело в низкой квалификации персонала и слабой организационной работе лечебных учреждений. Следовательно, для улучшения качества медицинской помощи нужны реформы в системе подготовки кадров, постоянное повышение квалификации и обеспечение комфортных условий труда.

Пути повышения качества медпомощи

Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что уровень системы здравоохранения (как и, в принципе, всех социальных институтов) в России очень неоднороден и сильно зависит от региона. Есть клиники, в которых количество выявленных нарушений очень мало, но таких организаций не более 15% от общего числа. В связи с этим наряду с какими-то общегосударственными мероприятиями имеет смысл создание региональных программ развития здравоохранения.

Пути повышения качества медицинских услуг

Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. Существует множество подходов и мнений, касательно наиболее оптимальных и подходящих для России путей улучшения качества медицинской помощи. Вот лишь некоторые из них:

  • Совершенствование уже действующих и разработка новых нормативных актов в медицинской сфере. До сих пор нет закона, в котором было бы дано подробное разъяснение термину «качество медицинской помощи», а многие уже принятые документы функционируют лишь номинально (и хотя ответственность за разглашение врачебной тайны вроде бы как имеется и формально предусмотрена, в реальности отстоять свои права пациенту очень сложно);
  • Повышение внимания к деятельности младшего и среднего персонала лечебных учреждений (медсестры, санитары, лаборанты и т.п.). Несмотря на то, что они выполняют значительные работы, в том числе и по обеспечению безопасности и высокого качества оказания медицинских услуг, и от них в большей степени зависит уровень удовлетворенности пациентов, условия труда на таких вакансиях и размер заработной платы оставляют желать лучшего. Из-за этого никакого серьезного отбора на эти специальности не проводится, и туда зачастую попадают люди, малопригодные для подобного вида деятельности;
  • Повышение внимания к деятельности руководителей учреждений здравоохранения. Как показывает практика, на столь важные и ответственные посты назначаются лица, не обладающие требуемыми навыками и опытом работы. Речь идет в первую очередь о лидерских, организационных и психологических качествах, которыми, несомненно, должны обладать специалисты, претендующие на высокие должности;
  • Необходимость реформирования системы подготовки медицинского персонала. Начиная с сентября 2017 года, в медицинских вузах полностью упраздняется такой элемент профессиональной подготовки, как интернатура. Каким образом вчерашний выпускник сможет интегрироваться в медицинских организациях, и как это скажется на КМП большой вопрос.

Одной из главных задач здравоохранения является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым достижениям медицинской науки. Если такая задача будет реализована в полной мере, то качество медпомощи в РФ будет на должном, высоком уровне.

Деятельность государства в этом направлении

Согласно принятой стратегии развития здравоохранения в РФ на 2015-2030 года уже проводится ряд мероприятий для улучшения КМП. Например, создана трехуровневая система распределения медицинских мощностей (дорогостоящего оборудования, узкопрофильных специалистов и т.д.). Предполагается, что эта мера позволит существенно увеличить эффективность оказываемых услуг, поскольку теперь врачи дефицитных специальностей будут равномерно рассредоточены по всем регионам РФ, и медицинская помощь станет доступнее. Также постепенно реализуется программа по усилению государственного контроля за денежными средствами, используемыми в рамках системы ОМС. В ближайшем будущем для этих целей в сферу обязательного медицинского страхования внедрят институт «финансово-экономических менеджеров», специалистов получивших профессиональное образование в области экономики здравоохранения. Кроме того, ежегодно планируются и проводятся мероприятия, нацеленные на улучшение демографической ситуации в государстве (пристальное изучение проблем младенческой смертности и средней продолжительности жизни).

Заключение

На государственном уровне предпринимаются попытки улучшения качества медпомощи, отраженные в стратегии развития здравоохранения на ближайшие 15 лет. Основными путями улучшения являются реформирование подготовки будущих медработников, уделение большего внимания квалификации младшего медперсонала и руководителей медучреждений и другое.

Советуем почитать: Контроль качества и безопасности медицинской помощи в сфере ОМС
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще