Наверх

Внутренний контроль качества медицинской помощи в условиях ОМС

В современной системе здравоохранения очень большое значение приобретает надзор за качеством медицинской помощи (КМП). Наряду с государственными и ведомственными проверками лечебным учреждениям предписывается осуществлять так называемый внутренний контроль КМП. Для чего он нужен, в каких формах реализуется, и кто уполномочен его проводить? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Что это такое?

Внутренний контроль КМП это комплекс мероприятий, которые организовываются с целью обеспечения надлежащего уровня качества и безопасности медицинских услуг. Его суть заключается в том, что наряду с различными внешними проверками, учреждения здравоохранения обязаны также осуществлять и самостоятельный надзор за качеством работы своих подразделений. Это одна из важнейших сфер ответственности администрации медицинских организаций, поскольку любая, даже самая тщательная инспекция сторонних органов не в состоянии изучить и досконально проконтролировать все структуры, задействованные в работе клиник (иначе бы на такую проверку уходило слишком много времени).

Внутренний контроль качества должно проводить любое учреждение здравоохранения, в независимости от типа собственности. Правовые основания для этого содержатся в ст. 90 Федерального закона №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». При этом стоит отметить, что никаких сведений о регламентации и порядке реализации внутреннего надзора нормативный акт не содержит (их, в принципе, нет ни в одном законодательном документе федерального уровня), поэтому в различных областях за основу берутся правила, утвержденные на региональных уровнях. Так, например, в Москве действует приказ местного Департамента здравоохранения №820, согласно которому установлены рекомендации по организации внутреннего контроля КМП в медицинских заведениях города, входящих в систему ОМС.

Порядок проведения

Как следует из ст. 90 ФЗ №323 порядок и правила проведения внутреннего контроля качества медпомощи устанавливают руководители лечебных учреждений. Обычно они составляются администрацией клиник с учетом особенностей и специфики сферы деятельности (предписания для стоматологической поликлиники и хирургического центра будут существенно отличаться) и штатной структуры. Проверка может осуществляться:

  • Главой медицинской организации;
  • Заместителем руководителя и лицами, возглавляющими отдельные подразделения (например, заведующий терапевтическим отделением), в случае наделения их соответствующими полномочиями;
  • Специальной комиссией, состоящей из врачей данного учреждения;
  • Сторонними специалистами (привлекаются при необходимости по согласованию сторон).

Объектом внутреннего контроля КМП в клиниках являются пациенты, процесс медицинского вмешательства, учетно-отчетная документация и т.п. Всего выделяют несколько уровней проверки КМП, на каждом из которых экспертизу качества осуществляет один из представителей медицинской организации:

  • Самоконтроль — лечащий врач;
  • Первая ступень — заведующий структурным отделением изучает конкретные случаи предоставления медпомощи методом случайной выборки;
  • Вторая ступень — заместитель руководителя разбирает ряд случаев, оценивая компетентность как доктора, работавшего с пациентом, так и сотрудника, выполняющего функции первой ступени контроля;
  • Третья ступень — врачебная комиссия рассматривает наиболее затруднительные и конфликтные ситуации.

Экспертом при проведении внутреннего контроля качества выявляются как прямые нарушения установленных требований, подлежащие оценке по принципу минимальной достаточности и напрямую свидетельствующие о ненадлежащем качестве медицинской помощи, так и отклонения от оптимального хода лечебно-диагностического процесса различной степени выраженности и с различным влиянием на результат оказания медицинской помощи, подлежащие оценке по принципу соответствия.

Периодичность и формы проведения

Существует несколько видов внутреннего контроля КМП. К ним относятся плановый, предупредительный и целевой. В первом случае согласно установленному графику проверяется соблюдение врачами санитарно-эпидемиологических норм, фармпорядок (комплекс требований к условиям хранения медикаментов), организация питания, экспертиза законченных случаев оказания медицинской помощи и т.п. Второй подразумевает проведение мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций, проведение семинаров, конференций и т.п. При целевом контроле отдельному рассмотрению подлежат случаи летальных исходов, различного рода осложнений, инфицирования внутри клиники, жалобы пациентов и их представителей.

Внутренний контроль качества медпомощи

Частота выполнения проверок в рамках организации внутреннего контроля определяется нормативными документами и рекомендациями вышестоящих инстанций, а при их отсутствии самой медицинской организацией. Уже упоминался приказ Департамента здравоохранения №820, который действует на территории Москвы. Согласно ему в учреждениях здравоохранения системы ОМС заведующий структурным отделением должен подвергать экспертизе не менее 50% законченных случаев лечения.

Заключение

Внутренний контроль КМП представляет собой комплекс мероприятий, который осуществляется руководителями и старшим медперсоналом учреждения (ЛПУ) с целью выявления дефектов в проведении лечения пациентов, и в целом, организации деятельности данного учреждения. По статистике такие проверки охватывают до половины законченных случаев лечения.

Советуем почитать: Страховой надзор за медицинскими организациями и качеством медицинских услуг
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще