Что такое КБМ и как получить скидки за безаварийную езду?
Вождение автомобиля с соблюдением правил дорожного движения, без совершения дорожно-транспортных происшествий, мотивируется государством при помощи инструментов ОСАГО. КБМ – коэффициент «Бонус-Малус», величина которого варьируется в зависимости от количества произошедших за год ДТП или же их отсутствия. Очевидно, что при совершении ДТП КБМ повышается, а при неимении – снижается.
Каким образом можно снизить страховой взнос при страховании транспортного средства по ОСАГО, и каков порядок применения коэффициентов, регулирующих сумму страхового взноса? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.
Понятие «бонус-малус»
Коэффициент «Бонус-Малус» играет активную роль в формировании страхового взноса при страховании транспортного средства (ТС). Он является одним из сомножителей в математической формуле, по которой рассчитывается взнос. Существует единая для всех страховщиков таблица, по которой определяется «бонус-малус» и соответствующий ему класс водителя. Эти показатели по каждому конкретному водителю заносятся в единую базу данных профессионального союза страховщиков (ст. 30 Федерального Закона (ФЗ) РФ №40 от 25.04.2002 г.).
Законодательное регулирование
Основным законом, регулирующим отношения «страховщик – страхователь» в целом, и регламентирующим применение коэффициентов и тарифов для проведения расчетов страховых взносов и страховых премий, является Федеральный Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. с изменениями и исправлениями от 25.09.2017 года. В пункте 2б статьи 9 данного нормативно-правового акта говорится о применении «бонус-малуса», входящего в состав страховых тарифов.
Принцип формирования КБМ водителя
Водителю, впервые севшему за руль, при страховании по ОСАГО присваивается КБМ = 1. А далее, каждый год, при продлении ОСАГО и вычислении страхового взноса, величина этого показателя будет меняться в зависимости от количества ДТП, в которых был виновен данный водитель. Если же вождение было безаварийное, то ежегодно КБМ будет уменьшаться на 0,5, т. е. скидка будет увеличиваться на 5 %.
Для наглядности приведем таблицу, из которой будет более понятен принцип формирования коэффициента:
Класс на начало периода страхования
|
КБМ
|
Класс в конце годового срока страхования, после определенного количества выплат
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
0
|
1
|
2
|
3
|
4 и более
|
||
М
|
2,45
|
0
|
М
|
М
|
М
|
М
|
0
|
2,30
|
1
|
М
|
М
|
М
|
М
|
1
|
1,55
|
2
|
М
|
М
|
М
|
М
|
2
|
1,40
|
3
|
1
|
М
|
М
|
М
|
3
|
1,00
|
4
|
1
|
М
|
М
|
М
|
4
|
0,95
|
5
|
2
|
1
|
М
|
М
|
5
|
0,90
|
6
|
3
|
1
|
М
|
М
|
6
|
0,85
|
7
|
4
|
2
|
М
|
М
|
7
|
0,80
|
8
|
4
|
2
|
М
|
М
|
8
|
0,75
|
9
|
5
|
2
|
М
|
М
|
9
|
0,70
|
10
|
5
|
2
|
1
|
М
|
10
|
0,65
|
11
|
6
|
3
|
1
|
М
|
11
|
0,60
|
12
|
6
|
3
|
1
|
М
|
12
|
0,55
|
13
|
6
|
3
|
1
|
М
|
13
|
0,50
|
13
|
7
|
3
|
1
|
М
|
Пример определения КБМ в случае страхования впервые
Водитель Галиев Н.Г. получил права 18.01.2016 и оформил ОСАГО 25.03.2016. В этом случае ему был присвоен КБМ = 1, и, соответственно,3 класс. В 2016 году при расчете страхового взноса был использован КБМ = 1.
Пример определения КБМ в случае безаварийного вождения
Прошел год безаварийного вождения, пришло время продлять договор ОСАГО. Для определения КБМ водителя из примера №1 необходимо установить его класс на конец годового периода: нужно найти в столбце «Классы на начало периода» присвоенный данному водителю 3 класс и взять эту строку за основу. Далее найти в столбцах с количествами аварий столбец с показателем «0». На пересечении взятой за основу строки и найденного столбца и будет искомый показатель, в данном случае это «4». Это класс данного водителя на конец прошлого года. Он же становится его классом на начало текущего года. В столбце «Классы на начало периода» нужно найти показатель «4». Строка с этим показателем становится основой. В ячейке на пересечении этой строки и столбца «КБМ» находится искомое значение КБМ. Оно равно 0,95. Следовательно, при исчислении страхового взноса в текущем 2017 году будет использоваться именно это значение «бонус-малуса». Как результат – скидка данного водителя при уплате текущего страхового взноса составит 5 %.
Пример определения КБМ в случае вождения с совершением ДТП
Для наглядности используется вариант с водителем из примера №1. На начало периода у водителя был 3 класс и КБМ = 1, необходимо взять эту строку за основу. В течение года им было совершено 2 аварии. Для установления класса водителя на конец периода нужно найти в столбцах, где указано количество ДТП, столбец с цифрой «2». На пересечении строки, взятой за основу, и найденного столбца находится буква «М». Это и есть искомый класс водителя на конец периода, он же является рабочим на начало текущего годового интервала. Далее нужно найти в столбце «Класс на начало периода» букву «М» и взять эту строку за основу. На пересечении данной строки и столбца «КБМ» находится искомый результат: «бонус-малус» = 2,45. Следовательно, коэффициент является повышающим, и страховка обойдется данному водителю дороже, чем в прошлом году в 2,45 раза.
Максимальная скидка при минимальном КБМ
Беря во внимание вышерассмотренные примеры, можно сделать вывод, что наибольшая скидка по страховому взносу возможна при минимальном значении КБМ = 0,5 и классности водителя, равной 13. Это означает, что стоимость страховки для водителя, имеющего такой коэффициент, будет вдвое меньше, чем у водителя, впервые севшего за руль автомобиля. Подобное достижимо для водителя с безаварийным вождением на начало 11 года продления или заключения договора ОСАГО.
Особенности применения коэффициента «бонус-малус» при ограниченной и неограниченной страховке и при досрочном прерывании договора страхования
К особенностям применения КБМ в различных ситуациях относятся следующие:
- если текущий договор страхования по какой-либо причине был досрочно расторгнут, то при оформлении следующего договора ОСАГО будет учитываться тот же КБМ, что применялся в расторгнутом. Изменения КБМ не будет, так как данный коэффициент рассчитывается исключительно за годовой период, а в указанной ситуации годовой интервал не был завершен;
- если договор оформляется не на одного человека, а на определенное количество людей, то учитывается «бонус-малус» всех, а расчетным для конкретного договора будет являться наибольший КБМ из всех, т. е. наихудший. При наличии в текущем периоде аварии, повышающий КБМ будет применяться не для всех указанных в полисе водителей, а только для водителя, совершившего ДТП;
- если договор оформляется на неограниченное количество водителей, то будет применяться «бонус-малус» = 1 в случае, если прошлый договор был оформлен на ограниченное количество людей. Если же предыдущий договор был заключен на неограниченное число водителей, то в новом будет рассчитываться «бонус-малус», исходя из показателя прошлого договора.
Заключение
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что КБМ – это универсальный инструмент мотивации водителей на безаварийное вождение. Чем ниже численный показатель коэффициента, тем меньше придется заплатить за страховку.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Ни для одного водителя не является секретом тот факт, что стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности водителей (ОСАГО) в з ...
-
Размер взноса по ОСАГО зависит от коэффициентов страхового тарифа, некоторые из них базируются на актуарных расчетах. Коэффициент аварийности ОСАГО яв ...
-
Не все водители, столкнувшиеся с неверным расчетом стоимости страховки ОСАГО из-за неправильного применения коэффициентов, знают как делать возврат КБ ...