Несправедливые условия договора страхования
На российском страховом рынке актуально понятие добросовестности, которое было отражено в нескольких статьях ГК РФ последней редакции. Ее принцип заключается в том, что страховые компании не всегда руководствуются нормами закона и отображают их положения в неискаженном виде в договоре. В некоторых ситуациях они обязаны руководствоваться неписанными правилами, заключающимися в защите интересов своего клиента. Однако чаще всего в условиях соглашения отражены позиции, в которых изначально предусмотрен интерес страховщика, реализуемый не только с помощью предоставления невыгодных условий сотрудничества, но и обмана. Какие положения можно отнести к категории несправедливых условий договора страхования, и что делать страхователю, если он уже подписал его?
В чем проявляется недобросовестность страховщика?
Общие позиции добросовестности отражены в правовых актах. В статье 428 ГК РФ рассмотрены несправедливые условия договора присоединения. Она определяет необходимость требования неформального учета интересов страхователей. Страховщики часто составляют договоры в соответствии с собственной выгодой, заключающейся в минимизации своих убытков при наступлении страхового случая. Страхователи, желая получить страховую защиту, имеют возможность только подписать соглашение, и не вправе повлиять на его условия. Считается, что страховщик ведет себя недобросовестно в случае, если он стремится к получению односторонней выгоды за счет страхователя посредством использования имеющихся у него информационных и фактических преимуществ. Несправедливыми условиями договора являются те его позиции, под которыми страхователь не подписался бы, если бы в момент заключения договора его об этом спросили.
Пример использования несправедливых условий договора
Субъект предпринимательства, являющийся собственником магазина электротоваров, оформил страховку на случай пожара. Страховым объектом в соглашении было внесено помещение и находящийся в нем товар. После оформления по всем правилам страховых отношений, на руки страхователю был выдан полис, в котором было отражено, что под страховой защитой находится помещение магазина и электротовары в магазине для их последующей продажи, общая стоимость которых соответствует 1 000 000 рублей. В одном из разделов документа была отражена информация, что страхование осуществляется на условии правил, регламентированных внутренней распорядительной документации страховой компании.
При наступлении страхового случая, клиент потерял полностью весь товар. При обращении к страховщику за компенсацией в 1 000 000 рублей, ему была предложена выплата всего в 600 000 рублей. Основанием для занижения суммы выплаты стали страховые правила, в которых отражено, что на страхование не берется электрооборудование, мощность которого превышает 100 кВт. Поскольку в помещении на момент пожара находилось такого товара на 400 000 рублей, то сумма к выплате составила 600 000 рублей.
В идеале страховщик не принуждает страхователя к сотрудничеству на невыгодных для него условиях. Его целью не является введение клиента в заблуждение за счет предложения одних условий сотрудничества, а отражения в договоре других параметров. В законе учитывается лишь явная обременительность договорного условия, а на практике недобросовестные страховщики применяют методы обмана, умалчивания и внесения в текстовую часть соглашения информации, которая впоследствии может быть расценена двусмысленно.
Признаки несправедливых условий соглашения
Ввиду недостаточного освещения вопроса недобросовестных договорных условий в российской правовой базе, за основу квалификации по таким признакам берется Директива ЕС № 93/13/ЕЕС от 5 апреля 1993 г. «О несправедливых условиях в потребительских договорах». Ее положения позволяют идентифицировать факт недобросовестности не только в страховых соглашениях, но и во всех остальных взаимоотношениях, требующих документальной фиксации. Условия сотрудничества, которые не были обсуждены индивидуально со страхователем, изначально вправе претендовать на несправедливые. Ситуация может быть усугублена несоответствием отраженных в договоре прав и обязанностей сторон нормативным положениям, а также в случае, если они ориентированы на несправедливую выгоду страховщика, полученную в ущерб страхователя. Обобщив все параметры, можно выделить ряд квалифицирующих признаков несправедливых условий сотрудничества:
- Отсутствие индивидуального согласования позиций по договору;
- Нарушение принципов добросовестности;
- Несоответствие прав и обязанностей сторон, реализация которых наносит явный ущерб страхователю.
В российской страховой практике страховщики практически никогда не согласовывают со страхователем условия сотрудничества. Они разрабатываются страховой компанией и предлагаются клиенту уже в текстовой части страхового соглашения. Он не вправе воздействовать на параметры взаимоотношений. Если клиент не согласен с ними, ему придется обратиться за страховой защитой к другому страховщику.
Можно ли расторгнуть заключенный договор?
При заключении страхового договора, страховщик должен согласовать со страхователем условия сотрудничества в индивидуальном порядке. Внимание клиента должно быть обращено на его права и обязанности. Такой подход способствует возможности анализа предложения и принятия осознанного решения о необходимости оформления страховой защиты на предложенных условиях. Критериями несправедливости в страховом договоре являются очевидные кабальные условия сотрудничества, определяющие высокую степень правовой неопределенности. Скрытый смысл текстовой части договора, направленный на обман страхователя, обычно ему не понятен. Целью включения несправедливого условия, является необоснованное полное или частичное освобождение страховщика от страховой выплаты.
В законе определено право клиента, желающего оформить страховку, требовать изменения несправедливых условий договора. Если соглашение было уже подписано, а факт недобросовестности страховщика был выявлен позже, то страхователь может инициировать процедуру его расторжения. Ее реализация возможна в судебном порядке. После открытия делопроизводства и проведения документального расследования, суд может вынести решение о прекращении страховых отношений и о возврате внесенной страховой премии страхователю. В качестве альтернативного варианта, он может вменить в обязанности страховщика корректировку текстовой части соглашения и признать ее действующей со дня начала сотрудничества.
Заключение
Условия страхового договора являются несправедливыми, если они изначально не были согласованы с клиентом страховой компании. С правовой точки зрения ситуация усугубляется, если отраженные в договоре требования нарушают принцип добросовестности и создают дисбаланс в правах и обязанностях сторон. Для признания условий договора несправедливыми, они должны быть включены в него в результате недобросовестного поведения страховщика, который их разработал.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Заключенный страховой договор свидетельствует о сотрудничестве страхователя и страховщика. Страховщик получает возможность формирования страхового фон ...
-
Каждый человек стремится к стабильности в будущем, поэтому он прибегает к услугам страховых компаний. Страхование относится к категории специфичного, ...
-
После подписания сторонами страхового договора, на руки страхователю выдается страховой полис, подтверждающий наличие страховых отношений между сторон ...
-
Страхователь вправе оформить доверенность, позволяющую действовать от его имени. Составленная и заверенная доверенность предоставляет право осуществля ...