Наверх

Тематическая экспертиза качества медицинской помощи

В руках врача находиться самое ценное — жизнь и здоровье человека. Порой, в силу различных причин, медики допускают ошибки, и качество оказанных медицинских услуг не соответствует нормам и стандартам, что в определенных ситуациях может быть фатальным. Выявить нарушения и пресечь их дальнейшее повторение призвана тематическая экспертиза качества медицинской помощи. Что это такое? Кем и как проводится такая экспертиза? Что именно она позволяет выявлять? Какие результаты имеет тематическая экспертиза? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Понятие тематической экспертизы качественной медпомощи

Тематическая экспертиза качества медпомощи — это оценка профессиональной деятельности медперсонала при оказании медпомощи, в том числе осуществляемой в рамках ОМС, в сфере которого по результатам изучения и анализа документации выявляются дефекты, в том числе и системные. Своего рода аналогом в меньших масштабах является судебно-медицинская экспертиза. Такие проверки осуществляются методом выборки по определенным группам заболеваний. Решающие роли в выборе могут сыграть статистические данные, результаты целевой экспертизы КМП, удовлетворенность пациентов лечением отдельно взятого заболевания.

Субъекты и порядок проведения экспертизы

Инициировать проведение тематической экспертизы могут органы управления здравоохранением, руководство либо комиссия врачей медорганизации, учреждения и организации вне ведомства, уполномоченные контролировать качество медпомощи, а также правоохранители. Предпосылкой к инициированию подобной экспертной проверки может стать обращения пациентов, их законных представителей, а также общественных организаций, в одну из вышеперечисленных инстанций.

Непосредственно экспертную проверку проводят эксперты качества медпомощи, т.е. врачи, которые имеют сертификат по клинической помощи, обязательно действующий на момент проведения экспертизы, а также высшую либо первую квалификационную категорию, либо ученую степень кандидата или доктора медицинских наук.  Каждый эксперт должен иметь стаж практической деятельности по специальности 10 и более лет и владеть специальными знаниями и методическими приемами проведения данного вида экспертных проверок. Имеется список квалифицированных лиц в медорганизации, из числа которых и выбирают соответствующих экспертов.

Тематическая экспертиза качества медпомощи

При проведении тематических экспертиз группой экспертов назначается ее руководитель, в функции которого входит организационно-методическое обеспечение работы экспертной группы, координация работы ее членов и согласование экспертных мнений, непосредственное участие в проведении экспертизы КМП, а также анализ экспертных данных, участие в подготовке аналитического отчета, экспертного заключения, проекта управленческого решения по результатам экспертизы КМП. Поэтому проведение тематической экспертизы состоит из ряда последовательных этапов:

  1. Подготовительный. В ходе данного этапа определяются с целями и задачами, а также формулировкой вопросов к экспертам. Аккумулируется все данные о подразделении медучреждения, подвергаемого экспертизе, определяются эксперты, входящие в группу по проведению контрольных мероприятий, осуществляется планирование, составляется график работы и т.д.
  2. Проведение экспертизы. На этом этапе анализируется медицинская документация и т.д.
  3. Заключительный. В рамках завершения экспертизы оформляется итоговая отчетная документация (экспертное заключение, предложения и т.д.).

Тематическая экспертиза проводится для выявления и установления характера и причин типичных (систематических) ошибок в организации лечебно-диагностического процесса, их влияния на состояние пациентов, результаты и сроки лечения, оптимальность использования ресурсов, удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон качеством и эффективностью медицинской помощи.

Цель и задачи экспертизы

Проведение тематической экспертизы призвано выявить системный дефект – массовую системную ошибку технологии диагностики, лечения и профилактики одного и того же заболевания у разных пациентов. Причин возникновения системных ошибок несколько и встречаются как одна, так и одновременно группа ошибок. К их числу относятся:

  • Нарушения организационного характера при оказании медпомощи;
  • Квалификация персонала находится на недостаточном, а порой и вовсе низком уровне;
  • Нехватка или полное отсутствие узкопрофильных специалистов;
  • Отсутствие материально-технических ресурсов.

Помимо этого экспертиза должна позволить решить ряд не менее важных задач, к которым относится оценка уровня профессионального мастерства медперсонала, их квалификации и т.д., оценка качества помощи, оказанной разным категориям больных. Тематическая экспертиза призвана разработать программы, направленные на постоянное повышение уровня и качества оказываемой медпомощи и обеспечить контроль эффективности решений администрации медучреждения по улучшению оказываемой медпомощи. Кроме того, она должна оценить, в том числе и на перспективу, влияние нововведений на состояние медпомощи в медорганизациях различного уровня и профиля.

Пример проведения тематической экспертизы и ее результаты

В одном из субъектов РФ была проведена тематическая экспертиза качества оказания медпомощи по поводу острого коронарного синдрома и инфаркта миокарда раздельно в период, предшествующий госпитализации и период, непосредственно, госпитализации. Потребовалась вся необходимая документация, в том числе и документация по случаям, когда первичный диагноз и диагноз на стадии стационарного лечения были различны. В общей сложности экспертизе подверглись 200 случаев, из которых согласно документам: 

  • 117 — инфаркт миокарда. В 23% случаев закончились летальным исходом, в 58,8% развились осложнения; 
  • 83 — острый коронарный синдром. В 11% случаев имело место перерастание в инфаркт миокарда. 

В анализируемых случаях помощь оказывалась: 

  • Фельдшерской бригадой — 76%; 
  • Врачебной бригадой — 24%. 

Основным выявленным дефектом являлся дефект качества оказания медпомощи, в частности, ведения документации с нарушениями — 87%. Основную массу составили дефекты сбора жалоб и анамнеза — 76%, и в 15% случаев это привело к отсутствию возможности на догоспитальной стадии поставить застрахованному лицу верный диагноз. В 69% случаев отмечены дефекты лечения, из-за которых в 25% случаев возникли осложнения и ухудшилось состояние пациента. В заключении экспертной проверки перечислены следующие системные дефекты при оказании помощи больным с инфарктом миокарда на стадии предшествующей госпитализации: 

  • Невыявление атипичных форм течения болезни; 
  • Несвоевременное выявление отека легких; 
  • Неверная расшифровка кардиограмм; 
  • Недостаточное оснащение бригад. 

В 27% случаев эти дефекты стали причиной неверной оценки степени тяжести больного и соответственно неправильной последовательности действий в ходе оказания помощи. Подавляющее большинство дефектов имело место среди бригад, в которых отсутствовал врач. Результаты экспертизы при оказании помощи при остром коронарном синдроме в части дефектов носили аналогичный характер.

Результаты тематической ЭКМП являются основой для разработки новых стандартов для профилактики, лечения определенных видов заболеваний, а также реабилитации пациентов. Кроме того, они помогают сделать выводы о необходимости совершенствования материально-технической базы медучреждения, необходимости повышения квалификации врачей и руководителей ЛПУ.

Заключение

Обоюдное взаимодействие СМО и медорганизаций в ходе тематической экспертизы позволяет достоверно определить системные дефекты, их причины, принять меры по их устранению и организовать соответствующий контроль. В свою очередь, это сказывается на повышении качества оказываемой медпомощи и обеспечивает соблюдение прав застрахованных лиц.

Советуем почитать: Анализ качества оформления медицинской документации
Рейтинг: 5/5 (1 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще