Наверх

Проверки ФСС — их виды, особенности и результаты

ФСС сотрудничает с предприятиями, являющимися участниками страховой системы по принципу взаимных обязательств. Субъект предпринимательства может воспользоваться услугами Фонда только при выполнении в полном объеме своих обязанностей, к которым относятся перечисление страховых платежей и подача отчетности. Невыполнение требований договоренности может стать причиной отказа в выплатах. С целью контроля добросовестности выполнения страхователем определенных функций, уполномоченными представителями ФСС проводятся проверки. В зависимости от обстоятельств, предприятие может быть подвергнуто нескольким видам контроля. Какие проверки проводит ФСС, и что подлежит контролю в ходе мероприятия?

Виды контроля

Основной задачей уполномоченных представителей ФСС является контроль деятельности субъектов предпринимательства. Они осуществляют проверку соответствия поданной отчетности проведенным финансовым операциям в сфере страхового обеспечения. В зависимости от времени и условий проведения мероприятия, а также от раздела, подвергаемого контролю, различают такие виды проверок, как:

  • Камеральная;
  • Выездная;
  • Плановая;
  • Внеплановая.

Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения фонда. Ее целью является контроль соблюдения нормативов при расчетах. Сроки ее проведения определяются двухмесячным периодом, исчисляемым со дня подачи субъектом предпринимательства отчетности. Камеральная проверка может быть проведена с целью подготовки к выездному мероприятию. Оно проводится по месту нахождения работодателя в случае, если в финансовом обороте фигурировали значительные денежные суммы. В ходе операции проводится уточнение обстоятельств расходования средств.

Плановый контроль осуществляется в соответствии с заранее составленным и утвержденным руководством ФСС графиком проверок. Внеплановые мероприятия проводятся при срочно возникшей необходимости проверки, ввиду допущения предприятием ошибок в расчетах, отчетах или платежах, а также при фиксировании жалоб сотрудников и участившихся случаях требования выделения средств на страховые расходы компании.

Выездные проверки в 2018 году

Выездная проверка может быть плановой и неплановой. Плановые мероприятия проводятся в соответствии с утвержденным графиком. При их проведении контролю подвергаются все сферы деятельности предприятия, касающиеся операций с ФСС. Документально-финансовая поверка осуществляется за трехлетний период, поскольку последний контроль в плановом режиме был не ранее, чем три года назад. Если причиной выездной проверки субъекта предпринимательства является поступившая жалоба от работника, выявленная ошибка в отчетности в ходе камеральной проверки, участившиеся запросы средства на выплату пособий, то контроль может быть проведен в любое время.

Проверки ФСС

Его предметом будет раздел, в котором была зафиксирована проблема. Все остальные сферы деятельности будут промониторены только в ходе очередной проверки планового характера. Реализуя функции контроля, уполномоченные сотрудники осуществляют проверку правильности расчетов, начисления и уплаты страховых взносов, а также обоснованность назначения человеку пособий, своевременность выплат и их целевое использование, если это актуально.

Сроки, периоды и регулярность

Проверки планового характера проводятся раз в три года. Все остальные виды контроля обычно инициированы проблемной ситуацией, поэтому могут быть проведены в любое время, когда она была зафиксирована. Для реализации проверки выделяется определенное время. Его продолжительность зависит от предполагаемого объема работ и оценивается в зависимости от:

  • Численности человек в штате работодателя;
  • Количества застрахованных лиц, которым была выплачена дотация;
  • Объемов средств, перечисленных в ФСС;
  • Прошедшего времени после последней проверки.

С большими объемами работ, комиссии обычно достаточно одного месяца для проведения контрольных и аналитических мероприятий относительно деятельности субъекта предпринимательства в сфере выполнения обязательств перед Фондом социального страхования. Период процедуры может быть увеличен при выявлении в ходе операции несоответствий в сведениях.

Проверяемая документация

В положениях правовых актов не предусмотрен конкретный перечень документов, который вправе требовать при проверке уполномоченные представители ФСС. По этой причине, ими может быть запрошена документация, которая, по их мнению, является актуальной для анализа ситуации на предприятии. Содержимое бумаг может не иметь отношения к проверяемому случаю, однако руководитель предприятия обязан их предоставить. Перед проведением проверки ему необходимо заранее подготовить комплект бумаг, потенциально необходимых для мониторинга ситуации:

  • Учредительная и регистрационная документация;
  • Финансовая и бухгалтерская отчетность;
  • Банковская и кассовая документация;
  • Документация, необходимая для расчета сумм пособий.

Перечень бумаг для проверки определяется для каждого предприятия уполномоченными представителями. О необходимости его подготовки руководитель предприятия должен быть заранее уведомлен, чтобы иметь возможность предъявить их в момент проверки, и не задерживать проверяющих длительными поисками. На их рассмотрение бумаги должны быть предоставлены в откопированном виде. Исключением являются больничные листы, предъявляемые в подлиннике. Лист нетрудоспособности является документом, на основании которого наемному работнику выплачивается пособие. По этой причине, уполномоченные представители ФСС уделяют особое внимание мониторингу больничных листов в ходе камерального и выездного контроля. Они проверят бланк документа на соответствие государственным стандартам и идентифицируют актуальные листы нетрудоспособности от подделок.

Оплата времени невыхода на работу человека по причине его болезни может быть осуществлена только при правильном оформлении соответствующего документа. Он должен быть заполнен четким и разборчивым почерком. Внесенная в документ информация заверяется подписью врача и печатью лечебного учреждения. Все сведения в листе должны быть актуальными и достоверными. При наличии ошибок необходимо произвести исправление и заверить. Недостоверность в личной информации работника или в наименовании субъекта предпринимательства, с которым его связывают трудовые отношения, является поводом признать документ недействительным. ФСС проверяет не только заполненный представителями предприятия раздел больничного листа, но и ту его часть, за оформление которой ответственна медицинская организация.

Составление итогового акта

Не позднее последнего дня должен быть составлен акт проверки, в котором отражены его основные параметры, характеристики, результаты и предписания. В документе должны быть указаны предмет контроля и сроки его проведения. По результатам камеральной проверки акт не составляется. Мероприятия такого уровня оформляется внутренней документацией Фонда и является основанием для инициации другого плана проверок.

Документ оформляется проверяющими представителями Фонда. Он должен быть вручен лично руководителю субъекта хозяйствования, подвергшегося контролю. При отсутствии на рабочем месте директора, бумаги отправляются по почте. Датой вручения будет считаться шестой день после фиксирования факта отправки документа.

Если руководитель компании не согласен с отображаемой в акте информацией, он вправе его не подписывать. В такой ситуации ему придется оформить мотивированный отказ. Невыполнение отображенных в акте предписаний в регламентированные сроки является основанием для отказа в возмещении по статье социального страхования. В некоторых случаях возможно обращение ФСС для урегулирования конфликта.

Выявленные нарушения и меры ответственности

В ходе проверки представителями уполномоченной службы могут быть выявлены нарушения. Обычно они связаны с недобросовестным выполнением ответственными специалистами проверяемого субъекта предпринимательства своих обязанностей, их невнимательностью или нежеланием предоставлять документацию для анализа. В таблице рассмотрены нарушения, которые могут быть зафиксированы при осуществлении контроля, и меры наказания, предусмотренные в законодательных положениях по таким эпизодам.

Таблица — Нарушения, выявленные в ходе проверки ФСС и ответственность за них
№ п/п
Наименование выявленного нарушения
Размер штрафа, руб.
1 Несвоевременно произведенный платеж
5% от суммы платежа, рассчитанного за три месяца в последнем периоде. Общая сумма не должна быть больше 30% от суммы недоплаты и не меньше 1000 рублей
2 Несоблюдение сроков информирования ФСС об открытии или закрытии расчетного счета
До 40 000
3 Непредставление или несвоевременная подача расчетных сведений по несчастному случаю или профессиональному заболеванию
300-500
4 Отказ от предоставления сведений, запрашиваемых в ходе проверки
200 по каждому документу
Источник: ФЗ №125

В интересах каждого плательщика взносов своевременно реагировать на требования представителей уполномоченных органов, заключающиеся в предоставлении определенных бумаг. Такое решение позволит не только избежать штрафов, но и получать необходимые выплаты в полном объеме. Работодатель может оспорить результаты проведенного контроля, в ходе которого были выявлены недостатки. Для этого ему необходимо составить жалобу в вышестоящую структуру Фонда на проведение проверки с нарушениями норм закона.

Заключение

Проверки ФСС проводятся с целью удостоверения правильности проведенных ответственными лицами предприятия операций в сфере социально-страхового обеспечения. В законе не предусмотрено обязательство представителей Фонда уведомлять о грядущем мероприятии. На практике, они предпочитают предупредить о проверке, ее сроках и перечне документов, которые необходимо подготовить для контроля.

Советуем почитать: Уполномоченный по соцстрахованию — его функции и задачи
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще