Порядок проведения предрейсового технического осмотра ТС механиком
Технические дефекты автотранспорта влияют на безопасность дорожного движения. Одной из основных причин возникновения автомобильных аварий является поломка транспортных средств. Перед выездом авто на рейс со стояночных боксов, необходимо проконтролировать комплектность и исправность конструкции машин, поскольку регулярный контроль состояния транспорта влияет на безаварийность езды, прибыльность предприятия. Кто должен проводить технический осмотр перед выездом на рейс? Как поступить компании, если нет возможности осуществить его самостоятельно? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Сущность и назначение процедуры
Предрейсовый технический осмотр транспортных средств (ПТОТС) подразумевает проверку технического состояния автомобилей на соответствие утвержденным нормативным требованиям. Основная доля пассажирских и грузовых перевозок приходится на частные и государственные организации. Высокая интенсивность эксплуатации приводит к преждевременному износу агрегатов и узлов машин, повышению риска возникновения аварий. Контролировать их исправность необходимо с особой тщательностью. Технический осмотр обязаны проводить юрлица и индивидуальные предприниматели, которые используют в своей коммерческой деятельности одно или более транспортное средство. Это относится к таксопаркам, компаниям, которые оказывают услуги извоза пассажиров или транспортировки грузов.
Законодательное регламентирование
Ответственность за исправность эксплуатируемого транспорта несут автовладельцы. Основной документ, регламентирующий проведение надзора за техническим состоянием автомобилей — Федеральный закон № 196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения». Статья 20 запрещает предприятиям эксплуатировать ТС, если существует угроза их безопасному передвижению, обязывает проводить ПТОТС по установленной процедуре. Целью проведения предрейсового ТО является недопуск на линию неисправного транспорта, предупреждение аварий и ДТП из-за технических поломок. Регулярное проведение ТО контролирует работоспособность автомобилей. Своевременное выявление и устранение поломок экономит средства, предотвращает убытки от простоя автопарка.
Требования к техническому состоянию ТС и перечень повреждений, при которых нельзя эксплуатировать авто, утверждены ГОСТом 51709-2001 и ПДД. Но по сути ни в одном из названных документов не был приведен перечень требований к организации рассматриваемого мероприятия. Поэтому в апреле 2017 года Минтранс России издал Приказ №141 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств».
Ответственное лицо за контрольный осмотр авто
Организация ежедневного техосмотра транспорта прописывается и утверждается внутренним приказом по предприятию. Решением руководителя назначается лицо, ответственное за выпуск транспортных средств на линию. Квалификационные характеристики механика-контролера установлены Приказом Минтранса РФ №287 от 28.09.2015 и Приказом №76 от 02.03.2017 «О внесении изменений...». Так, согласно нормативным актам обязательными условиями являются наличие среднего профобразования — специалист по обслуживанию и ремонту автотранспорта, а также прохождение программы профподготовки — квалификация контролера технического состояния ТС. Кроме того, механик-контролер должен:
- Оценивать техническое состояние автотранспорта;
- Контролировать периодичность выполнения ТО и ремонтов ТС;
- Оформлять и регистрировать ремонтные заявки;
- Соблюдать нормы расхода материалов;
- Организовывать доставку транспорта к боксам, в случае наступления ДТП.
Крупным организациям целесообразно иметь в штате должность контролера ТС. Фирмы, использующие несколько единиц транспорта, могут возложить обязанности контролера по совмещению на штатного сотрудника, либо привлекать к предрейсовому осмотру сторонние компании. В первом случае, работника направляют на курсы профессиональной переподготовки контролеров технического состояния ТС. В учебных центрах преподаются теоретические основы, необходимые для получения актуальной информации о техническом состоянии автотранспорта. После прослушивания лекций, ученики сдают выпускной экзамен, после чего им выдается документ о присвоении квалификации. Если компания решает воспользоваться услугами сервисных центров, весь транспорт осматривает приходящий механик. Процедура проводится в любое время дня, непосредственно до выезда на линию: перед началом смены, при замене водительского состава.
Порядок предрейсового осмотра
Процедура ПТОТС предусматривает комплекс мероприятий по оценке состояния техники. Проводится регулярно перед очередным выездом в рейс. Осмотр проводит лицо, ответственное за состояние техники. Контроль проходит в оборудованных помещениях, со смотровой ямой или подъемником. Здание должно быть проветриваемое и отапливаемое. ТО осуществляется с использованием специальных приборов и инструментов. Итак, предрейсовый технический осмотр включает следующий комплекс операций:
- Проверка наличия водительского удостоверения, свидетельства регистрации, страхового полиса, путевого листа, медицинского допуска.
- Осмотр аптечки, аварийного знака, огнетушителя, противооткатов.
- Визуальное обследование внешнего вида ТС на отсутствие протечек жидкостей, вмятин кузова.
- Контроль безотказности рабочих механизмов, в том числе систем двигателя, рулевого и тормозного управления, световых приборов, шин и прочих элементов.
Результат осмотра должен соответствовать положениям регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и Постановления Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 «О правилах дорожного движения». По результатам проведенного осмотра, механик заполняет журнал регистрации, проставляет в путевом листе штамп об исправности техники, дату и подпись. После этого водитель выезжает на рейс. В противном случае, автомобиль отправляется в ремонтный бокс.
Ответственность за несоблюдение процедур
Каждая компания должна вести учет прохождения предрейсового контроля в специальном журнале регистрации. Каждая запись должна содержать полные реквизиты транспортного средства, данные о водителе, контроллере и точном времени проведения процедуры. Если этого сделано не будет, организация понесет административную ответственность. Соответственно, запрещен и выпуск на линию транспорта без отметки допуска механика в путевом листе. Статья 12.31.1 Кодекса РФ об административных нарушениях, за непроведение предрейсового контроля технического состояния ТС предусматривает наложение штрафа:
- На частные лица — 3 тыс. руб.;
- На ИП, юрлица — 30 тыс. руб.;
- На должностное лицо предприятия — 5 тыс. руб.
Отсутствие отметки о прохождении предрейсового технического осмотра транспортного средства является основанием для отказа в выплате денежной компенсации, в случае наступления страхового события. Мнение страховой компании можно оспорить, обратившись в суд, однако зачастую такие исковые заявления остаются неудовлетворенными, несмотря на то, что путевой лист не входит в перечень документов, подтверждающих страховое происшествие.
Заключение
Важно заботиться о регулярном контроле технического состояния автопарка. Отметка о предрейсовом техосмотре ТС ставится выпускающим механиком в путевых листах. Если в штате нет компетентного сотрудника, проверку состояния автотранспорта можно проходить у сторонней организации. За отсутствие отметки о техосмотре в путевом листе несут ответственность как предприятие, так и должностное лицо.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Владельцы транспортных средств обязаны своевременно оформлять документы, выплачивать налоги и проходить техосмотр. С последним пунктом иногда возникаю ...
-
По закону процедура проверки технического состояния транспортного средства является обязательной для всех автовладельцев. Это обязательное условие свя ...
-
Записаться на обязательный периодический техосмотр можно удаленно, с помощью средств интернета, что уменьшает время ожидания, простаивания в очереди и ...
-
Большинство владельцев ТС, которые зарегистрированы на территории России, должны иметь обязательный полис ОСАГО (ФЗ №40 от 25.04.2002 «Об обязательном ...