Развод водителя сотрудниками ГИБДД или как появляются нарушения
Сила убеждения человека в форме настолько велика, что многие водители даже не пытаются трезво взглянуть на ситуацию и доверяют всему, что говорит автоинспектор. Особенно, если представитель власти уверенно ссылается на административное законодательство либо нормы правил дорожного движения. При этом нюансы якобы правонарушения остаются без внимания водителя. Этим пользуются недобросовестные сотрудники ГИБДД, вводя владельцев авто в заблуждение. Какие бывают подставы (в чем могут обвинить водителя) и как грамотно себя вести?
Уловка №1 — «пьяный водитель»
Пройдя тест, абсолютно трезвый водитель с удивлением обнаруживает положительный результат. Серьезность наказания за управление авто в нетрезвом состоянии побуждает договориться с автоинспектором мирным путем, без составления протокола. Естественно, за определенное вознаграждение. Этим часто пользуются патрульные, применяя различные способы:
- Использование «липового» алкотестера. Для этого исправный прибор, не состоящий на балансе ГИБДД, перепрошивают. Результат — всегда положительный тест на алкоголь. Действия водителя: требовать документы (акт проверки, сертификат) на прибор, внимательно сверять номера на пломбах и самом приборе с записями. Акт должен быть в оригинале, а не ксерокопия, с настоящей печатью.
- Использование одноразового мундштука с заранее введенным алкоголем. Допустим, водитель выражает несогласие с первым результатом теста и требует провести повторную проверку (имеет право). Инспектор предлагает гражданину самостоятельно вскрыть упаковку с одноразовым мундштуком. Обман заключается в том, что в упаковку шприцем с тонкой иглой ввели каплю спирта. Результат — положительный тест на алкоголь. Действия водителя: заранее принюхаться к раскрытой упаковке и привлечь внимание свидетелей, требовать другой мундштук.
- Проверка на алкоголь в патрульном автомобиле (только зимой). Ссылаясь на погрешность прибора при сильном морозе, инспектор приглашает водителя в служебное авто, где в процессе пробного забора воздуха включается омыватель. Взволнованный водитель не реагирует на пары спирта из омывателя и получает положительный результат на алкоголь. Действия водителя: требовать проветрить авто и повторно откалибровать прибор.
Сложнее раскрыть обман, если инспектор находится в сговоре с медработником наркодиспансера при медицинском освидетельствовании. В этой ситуации необходимо потребовать, чтобы процедуру проводили с видеофиксацией. На камеру выразить несогласие с результатом и потребовать альтернативного исследования: лабораторного анализа мочи. Такой результат подделать гораздо сложнее.
Уловка №2 — превышение скорости движения
Если инспектор озвучивает претензию и демонстрирует показания радара, не подтверждая измерение скорости никакими другими фактами, то право водителя — требовать проверки прибора. Основание — радар не выдает сведений о том, скорость какого именно транспортного средства (марка, номер) была измерена в конкретный отрезок времени. Поэтому доказывать виновность должен сотрудник ГИБДД. Водителю стоит попросить:
- Акт метрологической поверки радара (его наличие предусмотрено в КоАП — ст. 26.8);
- Паспорт от завода-изготовителя, который должен подтверждать, что прибор действительно является измерительным. Данный документ дает возможность проверить, не является ли радар учебным пособием (выставочным экземпляром);
- Сертификат.
Как правило, акт поверки отсутствует либо находится в дежурной части. Остальные документы в ходе судебной тяжбы могут свидетельствовать о том, что показания прибора нельзя принимать во внимание. Дополнительно при измерении скорости также учитывается закрепление радара, расстояние до автомобиля, направление движения, допуск на погрешность (не менее 1 км/ч). Спорить с инспектором стоит только в том случае, если скорость машины находилась в пределах нормы.
Предлог №3 — ремень не пристегнут, номера грязные
Подобные претензии идут в ход, когда предъявить водителю особо нечего. Касательно ремней безопасности водитель может пояснить, что они были отстегнуты в то время, когда инспектор приближался к остановившемуся автомобилю. Причина — с пристегнутыми ремнями неудобно доставать документы. Не существует нормы, согласно которой нужно пристегиваться в стоящей машине.
Совет водителям: не стоит прятать ремни под задние сидения, в этом случае оправдаться будет сложно.
Вины водителя в том, что табличка с номерами не читается, нет (он номера намеренно не пачкал), следовательно, и наказание не предусмотрено. Но есть норма ПДД, которая запрещает использовать транспортное средство с номерным знаком, не соответствующим ГОСТу. Стандарты указывают, что номера должны читаться с расстояния 20 м в ночное время (при освещении фонарем). То есть подобная претензия ночью может иметь основания, а вот днем инспектору придется создать аналогичные ночным условия, чтобы доказать нечитаемость номера. Как правило, водитель просто приводит номерной знак в соответствие с ГОСТом (вытирает).
Предлог №4 — На переходе водитель не пропустил пешехода
Согласно правилам дорожного движения (п.4.5) сам пешеход, прежде чем начинать движение по нерегулируемому переходу, должен оценить безопасность обстановки. А водитель может продолжать движение, если оно не вынуждает пешехода менять направление, скорость (п.1.2). Если автоинспектор настаивает на наличии нарушения, то водитель вправе требовать свидетельских показаний. Можно попросить инспектора пригласить пешехода и спросить, создавало ли транспортное средство помехи для перехода.
При этом инспектор обязан предупредить, согласно ст. 51 Конституции РФ, что пешеход, не оценив безопасность движения, сам обязан уплатить штраф. Если патрульный не упомянет об этом, то водитель вправе напомнить данную норму. В результате сам пешеход будет утверждать, что никаких помех автомобиль не создавал, и переход был безопасен. Совет водителю: пропускать пешехода нужно, если он начал движение.
Предлог №5 — обгон трактора
Передвижение тихоходного транспорта по узкой дороге обычно вызывает недовольство едущих сзади машин. Идти на обгон через сплошную не стоит, даже если поблизости не видно поста. Машина ГИБДД может появиться внезапно, поскольку такой сценарий на дороге подстроен. Водителя, который нарушил правила, пугают лишением прав (КоАП, ст. 12.15. часть 4). Водитель в такой ситуации должен настаивать на квалификации нарушения по статье 12.15.3, которая предусматривает выезд через полосу плюс объезд препятствия (наказание — штраф до 1,5 тыс. руб.).
Также можно настаивать, что трактор или грузовик остановился, чтобы дать возможность его объехать. Если водитель тихохода в доле, то автоинспектор может пригласить его для дачи пояснений. В этом случае можно потребовать, чтобы этому водителю также выписали штраф, согласно статье 12.15.1.1. КоАП., поскольку он вовремя не уступил место транспорту и создал помеху движению. К сожалению, в любом случае придется платить штраф, поскольку нарушение имело место.
Можно ли подать жалобу на неправомерные действия?
Если действия представителя власти кажутся неправомерными, то обоснование своей позиции водитель вправе изложить в проколе, потребовав его копию с подписью автоинспектора для дальнейшей процедуры обжалования. Следующий этап — жалоба в Управление ГИБДД, на которую должны ответить в течение месяца (подробно в Административном регламенте п. 331-333). Направить текст жалобы можно заказным письмом, передать лично в приемные дни начальнику УГИБДД либо воспользоваться официальным сервисом Госавтоинспекции. В жалобе указывают:
- Сведения об отправителе;
- Данные адресата;
- Обстоятельства дела: кратко, без эмоций, желательно, с указанием статей действующих НПА, которые были нарушены;
- Дату, подпись.
К жалобе прилагаются материалы доказательной базы: фото, видео происшествия, письменные показания свидетелей (в том числе пассажиров авто). Если в установленный срок (30 дней) реакции на жалобу не последовало, то ее можно направить в судебные органы, которые уполномочены заниматься рассмотрением подобных дел. К составлению текста жалобы можно привлечь юриста, особенно, если доказательств недостаточно. Мы уже писали о подаче жалобы на сотрудника ГИБДД в этой статье.
Какая ответственность грозит автоинспектору?
Основания для привлечения к ответственности автоинспектора изложены в его должностной инструкции. Документ указывает, что сотрудники ГИБДД несут персональную ответственность за свои действия в рамках служебных полномочий. Если нарушаются права участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов), то виновное должностное лицо понесет наказание. Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.
КоАП регламентирует (ст. 2.4) наступление ответственности за действие либо бездействие. Например, незаконное ограничение автоинспектором прав на эксплуатацию авто предусматривает наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. (ст. 12.35). Уголовный кодекс за существенное нарушение прав при исполнении предусматривает одно из наказаний: штраф до 80 000 руб., лишение права занимать должность на 5 лет, арест до полугода, заключение до 4 лет. Возмещение вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, предусмотрено в Федеральном законе №3 «О полиции» (ст. 33).
Заключение
Соблюдение правил, хладнокровный анализ ситуации и знание собственных прав помогают водителю противостоять неправомерным действиям сотрудников ГИБДД. Наличие свидетелей, запись в протоколе, грамотно составленная жалоба в Управление ГИБДД позволяют наказать недобросовестного автоинспектора, который может понести наказание за свои действия в соответствии с положениями КоАП РФ.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Остановка автомобиля инспектором с требованием предъявить водительское удостоверение — распространенная практика. Для добросовестного автолюбителя сит ...
-
Охрана правопорядка — основная функция всех подразделений силовых структур, в том числе ГИБДД. Проверка документов при дорожно-транспортном движении — ...
-
До 2014 года водителей на транспортных средствах с иностранными номерными знаками было сложно привлечь к ответственности за нарушение ПДД, чем пользов ...
-
Автомобилисты с особым статусом, состоятельные люди либо сотрудники силовых ведомств, нарушая правила движения, часто не утруждают себя даже вежливым ...