Наверх

Особенности изменения механизма финансирования программы ОНЛС

Обеспечение населения необходимыми лекарственными препаратами является обязательной частью медицинского комплекса услуг, которую гражданам России предоставляет система здравоохранения. И то, насколько медикаменты будут доступны с финансовой точки зрения, напрямую влияет на состояние здоровья граждан РФ и непосредственно на функционирование самой здравоохранительной системы. То, на каком уровне будут осуществляться соответствующие государственные программы, полностью зависит от уровня и самого механизма финансирования российского здравоохранения, которое осуществляется как из регионального, так и муниципального бюджета.

Какие изменения в механизме финансирования программы ОНЛС произошли в 2008-2009 годах? Какие нормативные акты были приняты по этому поводу? Как изменение системы финансирования льготного лекарственного обеспечения повлияло на дальнейшее ее развитие? На сколько вырос объем финансирования программы льготного лекарственного обеспечения с 2008 по 2017 года? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Изменения и принятые акты

С начала 2008 года начал действовать новый порядок обеспечения населения медикаментами. Для того, чтобы оптимизировать работу с получателями льготного обслуживания, большая доля полномочий по принятию решений управленческого характера была передана непосредственно в региональные ведомства для передачи организаторской работы по обеспечению населения ЛС.

В результате изменений на федеральном уровне была утверждена закупка дорогостоящих препаратов по семи нозологиям, то есть заболеваниям, требующих дорогого лечения. Таким образом, в 2008 году вне зависимости от того, принадлежат ли граждане к группе лиц, получающих льготные соцуслуги, они обеспечивались дорогостоящими лекарствами, если их диагнозом были:

  • Гемофилия;
  • Муковисцидоз;
  • Гипофизарный нанизм (карликовость);
  • Болезнь Гоше;
  • Миелолейкоз;
  • Рассеянный склероз;
  • Посттрансплантационный период.

Не секрет, что медикаменты для подобных больных весьма дорогостоящи, а потому закупка их региональными властями ощутима для местного бюджета. Чтобы компенсировать затраты по доставке ЛС в муниципальные учреждения, было предусмотрено субсидирование региональных субъектов в размере 900 миллионов рублей. Таким образом, главные изменения в механизмах финансирования ОНЛС согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», таковы:

  • Обеспечение медикаментами разделили на две части, а именно на региональные и централизованные закупки;
  • Объем выделенных средств из федерального бюджета, несмотря на делегирование части обязательств в регионы, не сократился, а напротив, увеличился.

Закупки в регионы совершались методом аукциона согласно Федеральному законодательному акту «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что позволяло закупать медикаменты по выгодным ценам, сокращая затраты.

Как увеличивался размер выделяемой помощи?

В зависимости от ценовых колебаний и потребительской стоимости медикаментов, размер государственной соцпомощи постоянно пересматривался. Так, в 2008 году увеличился норматив выделяемых средств на каждое физическое лицо. При этом исходя из возрастающего числа граждан-получателей социальных услуг, ежеквартально корректировалась схема финансирования сегмента с учетом обоих показателей.

Предусмотренное выделение средств в размере 27, 6 миллиардов рублей в апреле 2008 возросло до 30, 1 миллиардов рублей к концу того же года. А учитывая данные ПФ России, эта сумма стала равной 30, 8 миллиардам. При этом для компенсации затрат из региональных бюджетов было дополнительно выделено 10 миллиардов рублей.

С января 2009 года механизм финансирования ОНЛС также претерпел некоторые изменения. Регионы стали субсидироваться напрямую из бюджета Минздравсоцразвития России в обход и без участия Федеративного фонда ОМС, а также его территориальных подразделений. Если ранее финансирование выделялось лишь на каждого гражданина, который был пользователем набора социальных услуг, то теперь и на тех, кто от них отказывался.

Таким образом, на финансирование программы в 2009 году было выделено 40 миллиардов рублей. Для закупки дорогостоящих лекарственных средств по заболеваниям из семи выделено более 36 миллиардов.

О выписке назначений

В 2008 году региональные власти активно участвовали в работе по оптимизации списков медикаментов, которые отпускались согласно выписанным рецептам и в случаях бесплатного медицинского обслуживания для определенных слоев населения, что имели право получать НСУ.

При этом учитывалось мнение как штатных специалистов Министерства здравоохранения, так и приглашенных лиц, занимающихся различными  фармацевтическими направлениями. В итоге 27 августа 2008 года пересмотренный список утвердили, а с 1 января 2009 года он вступил в действие. К результатам, которые принесли внесенные правки, относятся:

  • Наличие несколько новых лекарств в новом перечне;
  • Исключение препаратов, которые редко применялись или имели современные, более эффективные аналоги.

Благодаря этим изменениям медицинским сотрудникам стало проще подбирать необходимые лекарства больным в индивидуальном порядке. Новый подход также оптимизировал расход средств из федерального бюджета.

Что изменилось в законодательстве?

Помимо непосредственно механизмов финансирования, в 2008 году продолжалось совершенствование нормативно-правовой структуры касательно сферы медикаментозного обеспечения.  Благодаря межведомственному сотрудничеству и сотрудничеству между различными министерствами, профессиональными медицинскими ассоциациями, было подготовлено несколько важных актов:

  • Проект закона федерального уровня «О внесении изменений в закон по ЛС»;
  • Технический регламент «О безопасности лекарственных средств»;
  • Несколько актов, призванных регулировать и контролировать назначение, выписку, обращение и обеспечение наркотическими и психотропными веществами.
  • В 2008 году Правительством России программой «О государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год» были утверждены виды и нормативы:
  • Объема оказываемого медицинского обслуживания;
  • Финансовых трат на единицу медпомощи;
  • Размеров финансового обеспечения на каждого отдельного пользователя или не отказавшегося от НСУ;
  • Порядка и структуры образования тарифов на медицинские услуги;
  • Условий ее оказания;
  • Критериев качества и доступности получения медицинской помощи.

Все внесенные изменения были призваны оптимизировать работу программы ОНЛС. Но из-за принятых ранее и действующих до той поры законов некоторые пункты программы не могли быть выполнены. Зачастую на фармацевтическом рынке не было важных и необходимых лекарств. И возможность их закупить появлялась только при участии в конкурсах и аукционах.

Но если лечебно-профилактическим учреждением ранее была подана заявка на определенный перечень средств, ее можно было корректировать лишь на 10% в сторону увеличения или уменьшения. А значит, заменить большую часть несущественных препаратов из уже существующего перечня на остро необходимые не получалось.

Последствия изменений

Программа ОНЛС в 2008-2009 году была существенно модернизирована, благодаря нововведениям изменилось многое в механизме ее реализации. Так, были внедрены методы стандартизации, повысился уровень прогнозируемости затрат, было оптимизировано обеспечение, были закреплены гарантии получения надлежащей медпомощи россиян, а также усовершенствовались мероприятия по надзору и контролю.

Изменения механизма финансирования ОМС

Несмотря на то, что общий объем финансирования сферы здравоохранения в 2017 году был сокращен правительством на 33%, финансирование программы льготного обеспечения лекарственными препаратами снижено не было и составило 70,82 млрд. руб. То есть оно наоборот увеличилось по сравнению с показателями 2016 года, размер финансирования в котором был равен 30,65 млрд. руб.

Заключение

Финансовые возможности, и также ответственность за медобеспечение были переданы в субъекты Российской Федерации, которые теперь стали пристальнее и внимательнее относиться к руководству и механизмам действия программы ОНЛС. Это позволило стабилизировать поставки медикаментов и снизить процент отсроченных поставок ЛС. Конечно, программа далека от идеала и остается ряд проблем с ее реализацией. Но правительство РФ предусматривает дальнейшее ее развитие и модернизацию.

Советуем почитать: Изменения в Порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также в Порядке оформления рецептурных бланков, их учета и хранения
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще