Особенности льготного лекарственного обеспечения регионов России
Обеспечение необходимыми лекарствами на льготной основе получило неравномерное развитие по российским регионам. И совершенствование этой системы является основной задачей в сфере ОНЛС. Как развивалась программа ОНЛС в регионах России? Какими нормативными актами регулируется льготное лекарственное обеспечение в регионах? Как обстоит ситуация с финансированием и обеспечением необходимыми лекарственными средствами программы льготного лекарственного обеспечения в 2017 году? Ответим на эти вопросы в данной статье.
История развития льготного обеспечения ЛС
Развитие рыночной экономики обозначило проблему льготного предоставления лекарственных средств. В 90-е годы стали проявляться многочисленные проблемы: ухудшавшееся здоровье населения и снижение уровня и продолжительности жизни, дефицит финансирования здравоохранения. Все это привело к большим долгам фармацевтическим компаниям за производство и отпуск медикаментов по бесплатным рецептам. Тогда, в 1994 году, Постановлением Правительства №890 были утверждены категории граждан, заболевания которых требуют бесплатного или льготного отпуска ЛС. Однако должного финансирования программа не получала: долги накапливались по несколько месяцев на фоне роста товарооборота, что отрицательно сказывалось на качестве лекарственной помощи.
Контроль порядка отпуска ЛC в экономически стабильных регионах давал прекрасные результаты: больше не выдавались поддельные рецепты, выявлялась необоснованная выписка лекарств. Однако практически повсеместно обеспечение не производилось в полном объеме. Государством и регионами не выделялись необходимые средства для реализации программы. Реформирование системы здравоохранения в рамках льготного лекарственного обеспечения началось с 2005 года. В законодательстве были определены основополагающие идеи, на которых в 2017 году выстроено ОНЛС. К его основным принципам относятся:
- Персонификация учета помощи;
- Единство ценовой политики;
- Пропорциональное распределение финансирования регионов.
В настоящее время много внимания уделяется вопросам ценообразования. Предлагается несколько вариантов изменения ценообразования. При этом важно подчеркнуть, что практика показала необходимость возвращения к регулируемому подходу к ценообразованию. Для расчета референтных цен, безусловно, сначала придется зарегистрировать цены на ЛС, а потом производить необходимые расчеты.
Современное правовое регулирование ОНЛС
И сегодня в регионах система обеспечения бесплатными лекарствами функционирует нестабильно ввиду дефицита финансов. Современная структура, основанная на Федеральном законе «О государственной социальной помощи» значительно сужает охват граждан. По сути, она является дискриминационной для значительной части населения. Даже при наличии льгот в регионах значительную часть лекарств приходится покупать самостоятельно. Причин этому несколько: недостаточность закупок, их несвоевременность, низкое качество закупаемых по контракту ЛС.
С 2008 года в стране кардинально иначе стали распределяться полномочия между федеральными органами и властями субъекта. В соответствии с Федеральным законом №230 был внесен ряд поправок в отдельные законодательные акты. Так, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения стала реализовать и контролировать дополнительное лекарственное обеспечение для нуждающихся в дорогостоящем медикаментозном лечении гемофилией, болезнью Гоше, рассеянным склерозом и пр.
Вторая составляющая программы, предусматривающая выдачу лекарственных средств и лечебного питания для детей-инвалидов в формате компонента набора социальных услуг регламентирована Федеральным законом №178. В соответствии с этим законом ОНЛС реализуется на уровне субъекта, но за счет федерального бюджета. Часть денежных средств выделяется и из региона.
Проблемы обеспечения ЛС в некоторых регионах страны
За период реализации программы гражданам стали более доступны жизненно важные препараты, произошло снижение смертности среди населения, улучшилось качество жизни пациентов по ряду нозологий, снизилась нагрузка на госпитальный сегмент системы здравоохранения. Однако в каждом регионе есть свои проблемы и особенности реализации ОНЛС. К примеру, в Тамбовской области анализ сложившейся ситуации показывает следующее:
- Количество больных по семи высокозатратным нозологиям растет, при этом помощь получает меньше граждан, по сравнению с прошлыми годами;
- Снижение трат на лекарства при условии роста затрат на отпуск препаратов и увеличения количества выписываемых бесплатных рецептов;
- Уменьшение льготников в регионе, записанных в Федеральный реестр лиц, получающих НСУ, однако все больший процент из них обращается за обеспечением необходимыми лекарственными средствами;
- Увеличение численность льготников, обладающих правом на льготное обеспечение ЛС из средств региона, но вот обращаются за лекарственной помощью они реже, чем еще 5-7 лет назад.
В области случаются перебои с лекарственными средствами. Особенно чувствуется это в январе, когда поставки по новым государственным контрактам еще не произведены. Складские остатки в крайне малых объемах выдаются больным, однако порой этого не хватает, соответственно, людям приходится за собственный счет покупать дорогие препараты. Таким образом, в области намечена тенденция к постепенному увеличению выписываемых в поликлиниках рецептов, росту их стоимости и наращиванию финансирования контрактов на закупку отпускаемых медикаментов.
Санкт-Петербург, несмотря на статус города федерального значения, также не безупречен по части бесплатного отпуска ЛС. Жители отмечают нехватку лекарств, особенно, в начале года. Задержки могут длиться до четырех месяцев. При этом в дефицитный список попадают и жизненно важные препараты – инсулин, спреи, блокирующие приступы астмы. Их отсутствие может привести, в том числе к тяжелым последствиям и даже летальному исходу.
Недостающие препараты являются, как правило, дорогостоящими, что делает весьма затруднительным процесс их покупки. А дальнейшая компенсация становится возможной только после изучения комиссией социального положения гражданина. Кроме того, предоставление такого рода помощи обычно разовое и не покрывает значительной части расходов человека.
В Республике Дагестан недостаточное обеспечение лекарствами спровоцировало отказ многих льготников от набора социальных услуг. По мнению жителей региона, получение рецептов затруднено и затянуто. Добиться качественных зарубежных препаратов сложно. Так, практически повсеместно возникают перебои даже с жизненно необходимыми препаратами.
Заключение
Стоит отметить, что, несмотря на реформирование системы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в стране, все еще на современном этапе развития есть проблемы со стабильностью поставок, трудностью получения рецептов. Подобные трудности наблюдаются в большинстве регионов страны. В целом же, программа развивается и становится все более эффективной и экономически, социально оправданной.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Обеспечение населения необходимыми лекарственными препаратами является обязательной частью медицинского комплекса услуг, которую гражданам России пред ...
-
Реформы и внесение изменений в нормативно-правовую базу – это естественное явление для законодательной системы в любой сфере. Коснулись они и медицинс ...
-
В любой стране всегда есть граждане, которым необходима дополнительная защита и помощь - это многодетные семьи, пенсионеры, ветераны войн, больные СПИ ...
-
Когда на поиски информации о том, где и как можно выписать льготный рецепт, а после получить по нему бесплатные средства, нет времени, на помощь пацие ...