Поправки и изменения закона по ОСАГО в 2017 году
В текущем 2017 году условия автострахования снова изменились. С 28.04.2017 года вступила в силу новая редакция закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40. В августе начал действовать федеральный закон, где прописаны дополнительные поправки, касающиеся организации страховщиков и прямых возмещений.
Эксперты и потребители страховых услуг неоднозначно оценивают дополнения и изменения страхового законодательства, поскольку многие положения закона ущемляют права автовладельцев и дают возможность страховым организациям сокращать размеры прямых выплат.
Новая редакция Закона об ОСАГО
Автолюбители, которые решили впервые оформить или перезаключить договор страхования, должны были ознакомиться с новыми правилами, действующими с апреля 2017 г. Владельцев старых полисов данные правила не коснуться до тех пор, пока не закончится срок действия страховки. Изменения закона затрагивают 11 положений о страховании, среди которых получение полиса, способы возмещения убытков. Наиболее актуальным для собственников авто является вопрос материальной компенсации.
Возмещение убытков: до и после новых правил
Раньше машину потерпевшего можно было ремонтировать в автомастерской, на счет которой поступали деньги от страховой компании. Когда сумма максимальных страховых выплат была недостаточной, доплачивать приходилось владельцу авто. Но он был вправе отказаться от ремонта и потребовать прямого возмещения убытков в денежном эквиваленте.
Страховщики посчитали, что второй вариант открывает широкий простор мошенникам, которые, пользуясь правовой грамотностью и неоднозначными толкованиями нормативных актов, обращались в суд и получали незаконные выплаты. С этой целью даже провоцировали аварийные ситуации и выкупали право требования на выплату ущерба у пострадавшей стороны. Исключить такой сценарий, по мнению представителей страховщика, помогает новая редакция закона. Теперь получить денежную компенсацию стало сложнее. Деньги страховые компании выплачивают при условии, что:
- транспортное средство ремонту и восстановлению не подлежит;
- сумма страховой компенсации больше 400 000 руб.;
- собственник пострадавшего авто имеет установленную инвалидность (кроме III группы) и в заявительном порядке просит о прямом возмещении ущерба;
- сотрудники полиции не участвовали в оформлении аварии, при этом на ремонт требуется более 100 000 руб., а пострадавший не намерен доплачивать из своего кармана;
- ущерб причинен имуществу, которое не относится к транспортным средствам;
- договор страхования заключен в рамках международной системы;
- страховщик не может компенсировать убыток иным способом, кроме прямой выплаты.
Изменения касаются и лиц, имеющих право на компенсации. Теперь представителю потерпевшего будет отказано в получении выплат, что делает бессмысленным выкуп мошенниками прав на возмещение убытков. Положительным моментом для автолюбителя является возможность выбрать автосервис для ремонта, но и тут есть свои особенности.
Почему стоит тщательнее выбирать страховую компанию
Теперь страхователь, заключая договор ОСАГО, должен ознакомиться с перечнем СТО, которые будут ремонтировать авто в случае аварии. По закону только в эти автосервисы можно будет обратиться при наступлении страхового случая. Если страхователь настаивает на ремонте в другой фирме, то страховая компания вправе отказать. При подписании договора клиенту предоставляется перечень автосервисов (их количество не ограничено) с адресами и другими данными. Выбранный сервис прописывается в договоре. СТО страховщиков должны:
- находиться не далее 10-ти км от города с населением больше полумиллиона, если жителей меньше, то расстояние увеличивается до 200 км;
- предоставлять двухмесячную гарантию на все виды работ;
- отремонтировать доставленное транспортное средство за 30 дней.
Последнее условие обуславливает очередную правовую коллизию в сфере автострахования. Если в СТО задержатся с ремонтом, то водителю придется долгое время обходиться без машины. Закон определяет, что за каждый день просрочки страховая компания обязана заплатить потерпевшему по полпроцента от размера ущерба. Но не прописан четкий механизм перечисления средств.
Что касается двухмесячной гарантии на ремонт, то и здесь автолюбители рискуют машиной. Например, дефекты покраски могут проявиться спустя 6 месяцев, а исправлять их придется за свой счет или обращаться в суд.
Кому страховщик может предъявить иск о возмещении средств?
Страховая компания вправе обратиться в судебную инстанцию с исковым заявлением о возмещении страховой суммы, которая была перечислена автосервису за ремонт авто. Ответчиком по иску выступает управлявший машиной виновник аварии, который:
- был пьян или находился в состоянии наркотического транса (необходимо экспертное заключение);
- отказался от теста на алкоголь;
- употреблял после аварии алкоголь или наркотики, что противоречит ПДД.
Также компенсировать затраты страховщика по регрессному иску может собственник авто с прицепом, если прицеп не указан в полисе. Суд откажет в иске, если в качестве ответчика выступает пешеход, пострадавший в аварии, или его родственники (наследники).
Электронные полисы и проблемы на дорогах
Оформление страховки в режиме онлайн помогает сэкономить время, однако электронный полис не всегда удобен при проверке сотрудниками дорожной полиции. До апреля текущего года в регламенте инспекторов отсутствовало упоминание об электронной страховке, и водителю выписывался штраф.
На сегодня официально установлен регламент, согласно которому распечатка полиса уравнивается с электронным оригиналом полиса, водитель вправе предъявлять распечатку при проверке. Подлинность выписки проверяется на ресурсе Российского союза автостраховщиков. Чтобы подтвердить подлинность документа, полицейский должен располагать доступом к сети Интернет.
Пример бесконфликтной проверки электронного полиса
Не все участники дорожного движения быстро адаптируются к новым правилам. Если автоинспектор сомневается в подлинности распечатки документа страхования и утверждает, что не имеет доступа к сети (отсутствует необходимое устройство, нет уверенного приема), то водитель может предложить проверяющему свой гаджет или проехать в другое место, где сеть есть. Открыв ресурс Российского союза страховщиков, можно доказать подлинность страховки.
Новый порядок решения споров между страховыми компаниями
В августе текущего 2017 года приняты поправки к вышеуказанному закону, которые касаются организации страховщиков. 14-ая статья дополнена пунктом, предусматривающим новый порядок решения споров между страховыми компаниями. Конфликты между страховщиками могут возникнуть при возмещении прямой компенсации.
Если участники аварии имеют страховку, то пострадавшая сторона может обратиться сразу в страховую компанию, которая профинансирует ремонтные работы. После этого страховщик требует возмещения своих убытков у страховой компании виновника аварии. Однако не всегда компании приходили к согласию, и одна из сторон могла обратиться в арбитраж. Согласно новым правилам союз страховщиков обязан создать специальную комиссию (поправки к 24-ой статье), цель которой – рассматривать подобные споры. На это отведено 20 дней. Если сроки сорваны или решение комиссии не удовлетворяет стороны, то вопрос решается в суде. Изменения направлены на снижение нагрузки арбитражей, которые переполнены исками страховых фирм.
Заключение
Большинство нововведений затрагивают интересы автолюбителей и ограничивают их право на выбор компенсации. При этом страховщики получают возможность диктовать условия по ремонту автомобилей, требуя от владельца отправлять авто в тот сервис, с которым у страховой компании заключен договор.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Правовое поле страховой деятельности включает в себя ряд документов, согласно которым формируется, развивается и контролируется отрасль. Конституция у ...
-
В России с 2003 г. действует закон, по которому каждый автовладелец обязан заключить договор ОСАГО. Если при проверке сотрудниками дорожной полиции до ...
-
Страхование автомобиля ОСАГО является обязанностью каждого водителя транспортного средства, поскольку в любой момент он может стать виновником ДТП. По ...
-
История автомобильного страхования начинается практически сразу после изобретения машин в США. По сравнению с зарубежным опытом в этой сфере, российск ...