Как регулируется сфера ОСАГО?
Правовое поле страховой деятельности включает в себя ряд документов, согласно которым формируется, развивается и контролируется отрасль. Конституция устанавливает, что вопросы гражданского законодательства регулируются на федеральном уровне (статья 71). Гражданский кодекс в 48-ой статье содержит основные положения по страхованию в России.
Основным нормативным документом, определяющим особенности транспортного страхования, является закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 40 от 25.04.2002 года. В новой апрельской редакции он актуален и в 2017 г.
Какие аспекты страхования отражены в Законе об ОСАГО?
Каждый владелец автомобиля или другого транспорта обязан отвечать за возможное причинение вреда третьим лицам. В вышеупомянутом законе прописаны главные понятия и процедуры, которые дают возможность пострадавшим в ДТП получить страховые выплаты от компании, являющейся страховщиком. Ограничения для сумм компенсаций сняты в 2008 г.
К основным положениям Закона об ОСАГО относятся:
- определение понятий, которые применяются при страховых случаях (что считается транспортным средством, кто является его владельцем, кто считается потерпевшим и т.д.);
- сроки оформления страховки и период действия договора;
- стандартные условия договора ОСАГО, регулирование тарифов (на государственном уровне), правила установления базовых ставок и коэффициентов;
- определение объекта страхования и перечень страховых рисков;
- регламентация действий потерпевших и автовладельцев при ДТП, процесс возмещения убытков, случаи возмещения страховых премий;
- международное страхование при эксплуатации транспортного средства за пределами РФ;
- правила работы страховщиков и их объединения.
Последнее обновление закона, регулирующего гражданские риски владельцев транспорта, датируется 28.04.2017 г. Но уже начали действовать и майские поправки, которые касаются срока действия страхового полиса, натурального возмещения ущерба, а также вводят новые правила по проведению экспертизы, чтобы исключить оценку в пользу конкретной стороны. Изменения затронули и перечень лиц, которым не нужно оформлять страховку. Сюда входят собственники:
- автомобилей, скорость которых (максимальная) не более 50 км/ч;
- прицепов к легковым авто;
- гусеничного, санного и другого бесколесного транспорта;
- машин, которые прошли регистрацию в других странах (при наличии международной страховки);
- транспорта, который не имеет допуска к дорожному движению по законам РФ.
Не требует страховки и военный транспорт, исключая автомобили с прицепами, автобусы, которые обеспечивают хозяйственные нужды армейцев.
За последние 2 года в силу вступило несколько нормативных актов, которые вносят изменения в основной закон. Корректировки статей, как утверждают эксперты, будут продолжаться, поскольку правовые инстанции постоянно нарабатывают материал для усовершенствования правовой базы страхования ответственности на дороге. Судебные разбирательства, провоцирующие законодательные органы на новые редакции закона, касаются:
- минимальной ответственности, которую берут на себя страховые организации;
- поддельных страховых полисов, получивших распространение в РФ;
- двузначных толкований, которые допускает действующий закон;
- возникающей необходимости доплачивать пострадавшему за восстановление собственного транспортного средства;
- правовых парадоксов, которые приводят к неадекватным судебным решениям.
Юристы оценивают существующую законодательную практику положительно, поскольку именно так формируется оптимальное правовое поле в цивилизованных государствах, которые ориентированы на защиту гражданских прав и свобод. Обновления позволяют повысить эффективность работы закона, пресечь попытки страховщиков уменьшить долю ответственности при наступлении страхового случая.
Пример нестрахового случая
Водитель Николаев П.А. выезжал из придомового участка. Проезжая мимо стоящей у тротуара машины, водитель увидел, что ребенок открыл дверцу. Авто Николаева было повреждено, и он потребовал страховую компенсацию, поскольку у владельца другой машины был полис. Страховщики отказали, так как страховка компенсирует только ущерб, нанесенный транспортным средством в движении.
Кто следит за соблюдением Закона об ОСАГО?
Функции контроля за соблюдением законодательных норм возложены на ГИБДД. Сотрудники дорожной инспекции вправе потребовать у гражданина, управляющего машиной, страховой полис. Если гражданин забыл документ дома, то предусмотрен штраф в размере 500 руб. Такую же сумму придется заплатить, если в списке полиса отсутствует водитель. Документ, у которого истек срок действия, повлечет наложение штрафа в тысячу рублей.
Небольшие суммы штрафов обуславливают несоблюдение сроков заключения нового договора, способствуют другим нарушениям. В планах у законодателей – значительно увеличить штрафные санкции и утвердить их при ближайшем обновлении нормативных документов. Также планируется формирование базы, в которой будет отражена вся информация о страхователях. После этого контроль соблюдения правил автострахования будет возложен на другие структуры.
И.Ю. Юргенс, глава Всероссийского союза страховщиков, отвечая на вопросы журналистов ТАСС, подчеркнул, что размер штрафов за вождение без полиса слишком мал. Достаточной будет сумма, которую можно сравнивать со стоимостью страхового документа, а для этого размер штрафа необходимо увеличить на порядок. Что касается фальшивых бланков, то здесь вопрос спорный. Наказывать владельца можно только тогда, когда доказано, что он умышленно приобрел поддельный полис. Часто бывает, что законопослушный гражданин отдает солидную сумму, не подозревая, что заключенный договор не имеет никакой силы.
Правила ОСАГО
Основным документом, удостоверяющим наличие страховки у собственника автомобиля, является полис. Стандартные условия для заключения договора и получения полиса регламентируют Правила ОСАГО, которые вступили в силу 03.07.2003 года вместе с вышеуказанным Федеральным законом № 40. На сегодня действует Положение Центробанка «О Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431 от 19.09.2014 года. Последние изменения датированы 06.04.2017 года. При страховом случае стороны обязаны руководствоваться Приложениями к документу, которые:
- описывают правила страхования ответственности;
- содержат форму заявления, которую заполняет страхователь при заключении договора;
- утверждают вид и форму полиса, а также документа, в котором содержатся данные о страховке;
- устанавливают форму заявления для возмещения (прямого или страхового) убытка.
Заключение
Несовершенство современного законодательства становится причиной частых обновлений действующего ФЗ № 40, который регламентирует страхование гражданской ответственности человека за рулем. Однако иного пути для участников дорожного движения и страховщиков нет, поэтому единственной возможностью обезопасить свой бюджет от серьезных выплат потерпевшей стороне остается страховой полис автогражданки.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
В текущем 2017 году условия автострахования снова изменились. С 28.04.2017 года вступила в силу новая редакция закона «Об обязательном страховании гра ...
-
С 1 июня 2018 года увеличился лимит выплат по европротоколу до 100 тыс. руб. Но среди автовладельцев эти изменения по ОСАГО прошли практически незамеч ...
-
Автострахование занимает одно из лидирующих мест на рынке страховых услуг практически весь период своего существования. Однако систему страхования гра ...
-
Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» регулярно претерпевает изменения, направленные на улуч ...