Наверх

Риски покупателя при покупке квартиры у юридического лица

Приобретение жилья является важной и ответственной процедурой, которая требует тщательной подготовки. Особенно тщательно к этой процедуре следует подходить, если речь идет о покупке квартиры у юридического лица. Причиной, по которой сделку с юридическим лицом следует проверить несколько раз, является высокий процент рисков и мошенничества со стороны фирмы-продавца.

Особенности заключения сделки

Главная особенность покупки квартиры у юридического лица — это то, что такая сделка требует больше времени, больше документов и больше проверок. Необходимо проверить статус продавца и оформить документы, подтверждающие продажу квартиры юрлицом. В связи с этим, процедура заключения сделки будет более продолжительной и более сложной, она существенно отличается от заключения договора с физическим лицом. При оформлении сделки купли-продажи объекта недвижимости у юрлица можно выделить следующие этапы действий:

  • Подбор необходимой недвижимости.
  • Проверка квартиры и документов юридического лица.
  • Составление договора.
  • Оплата сделки.
  • Регистрация объекта собственности.

Наиболее распространенный вид покупки квартиры у юридического лица — это покупка недвижимости в новостройке. При покупке квартиры в новостройке, обычно покупатель сотрудничает с посредником, который представляет интересы строительной компании. В этом случае необходимо проверить документы компании — доверенность, срок ее действия, а также удостовериться, что ранее строительная компания уже сдавала в эксплуатацию жилые объекты. Оплачивать сделку нужно только после того, как квартира внесена в Единый государственный реестр недвижимости. Покупка на вторичном рынке требует тщательной проверки документов продавца и проверки состояния жилья. В этом случае, сначала осуществляется оплата сделки, а только потом регистрируется право собственности покупателя.

Риски ипотечного заемщика

Покупка недвижимости в ипотеку осуществляется практически так же, как и покупка квартиры у физического лица. Покупатель должен провести оценку квартиры, отправить оценочный сертификат в банк. Но, в этом случае, деньги будут перечислены не на счет покупателя, а на расчетный счет юридического лица, выступающего продавцом. Юридическое лицо может потребовать внести первый взнос до оформления сделки — это распространенное явление, но перед оплатой нужно удостовериться в существовании компании и ее полномочиях. При правильном подходе, покупка квартиры у юридического лица станет выгодной сделкой для покупателя.

Какие документы необходимы?

При заключении сделки на покупку недвижимости с юрлицом, потребуется такой же пакет документов, как и при сотрудничестве с физическим лицом. При покупке квартиры у компании, которая не является застройщиком, основанием служит договор о передаче или переуступке прав или доверенность. Для покупки квартиры на вторичном рынке покупателю потребуется собрать следующие документы:

  • Паспорт покупателя и паспорт посредника;
  • Доверенность на посредника;
  • Технический план квартиры и ее кадастровый паспорт;
  • Документ-основание;
  • Документ из налоговой, подтверждающий отсутствие долгов со стороны продавца;
  • Документ из ЖЭКа, содержащий информацию о состоянии коммунальных счетов;
  • Выписка из домовой книги;
  • Документы для безналичного расчета между сторонами.

Единственное отличие от оформления купли продажи физическим и юридическим лицом содержится в документе-основании. В нем указывается основание, на котором был заключен договор. В случае сотрудничества с застройщиком это может быть сразу несколько бумаг — разрешение на строительство и сдачу объекта в эксплуатацию, а также документ о праве владения земельным участком под домом.

Основные схемы мошенничества

Риски есть при заключении практически любого договора, но покупка недвижимости у юридического лица сопряжена с высоким процентом опасности. В этом отношении существует несколько схем мошенничества. Наиболее распространенной является подделка доверенности от юридического лица и подделка одобрения совета директоров. Если директор без злого умысла подделал подпись или печать на одобрении о продаже квартиры с целью не проводить собрание директоров, покупателю, уже после заключения сделки может прийти повестка в суд. Это возможно, если хотя бы один из участников совета акционеров вдруг решит оспорить договор купли-продажи квартиры. В таких ситуациях суд всегда признает правоту истца, то есть квартира возвращается в его собственность. Однако, если человек, заключивший с покупателем сделку, к этому моменту уволится, то и деньги вернуть не получится.

Не менее редкая ситуация — подделка доверенности. Договор заключается якобы с застройщиком через посредника. Через какое-то время посредник перестает выходить на связь и выясняется, что к компании-застройщику он не имеет никакого отношения. В такой ситуации вернуть свои деньги практически невозможно. Но обратиться в правоохранительные органы с заявлением необходимо, чтобы в случае поимки «посредника» были основания обращаться в суд.

Как обезопасить себя от рисков?

Чтобы обезопасить себя от рисков, необходимо выяснить, существует ли юридическое лицо на момент сделки (то есть не ликвидировано ли оно, не объявлено ли банкротом, имеет ли лицо, подписывающее бумаги о сделке, такие полномочия и тому подобное), и проверить достоверность предоставленных компанией документов. Чтобы обезопасить себя от ненужных рисков, при заключении договора следует придерживаться нескольких правил:

  • Получить у второй стороны копию устава организации;
  • Ознакомиться с полномочиями директора и других лиц, чьи подписи стоят на договоре;
  • Запросить одобрение от совета директоров и справку о крупности сделки. Лучше всего лично присутствовать на совете акционеров, но многие компании этого не позволяют. В таком случае, следует тщательно изучить документацию и разрешающие основания для проведения сделки;
  • Посетить сайт Федеральных приставов и выяснить, не открыты ли судебные производства против компании-продавца. Наличие судебных производств может быть причиной сильного снижения стоимости жилья;
  • Не оплачивать сделку из рук в руки. Можно внести средства на расчетный счет фирмы или оплатить сделку в кассе, где покупателю выдадут кассовый ордер с печатью и подписью бухгалтера организации и директора. Это будет достаточным основанием, подтверждающим факт перечисления денежных средств.

Соблюдение перечисленных выше правил позволит обезопасить себя и без проблем приобрести хорошее жилье у юридического лица. Для минимизации рисков лучше все же обратиться в проверенное агентство недвижимости и запросить консультацию договорного специалиста, который проверит документацию. Такая проверка будет полезной даже несмотря на то, что при оформлении ипотеки банковское учреждение самостоятельно проверяет продавца.

Заключение

Таким образом, покупка жилой недвижимости у юридического лица мало чем отличается от подобной процедуры с физическим лицом. Однако риски в данной случае выше, поскольку организация должна быть действующей, не объявленной банкротом, а решение о продаже собственности должно быть одобрено каждым акционером компании. Прежде чем идти на сделку, покупателю необходимо провести тщательный анализ своих рисков.

Советуем почитать: Типичные ошибки заемщиков ипотеки
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще