Наверх

Тарифы на медицинскую помощь и медуслуги в системе ОМС

Сегодняшняя система ОМС предполагает установление тарифов на оказываемую застрахованным лицам медицинскую помощь и услуги. Несмотря на единство в нормативной базе на федеральном уровне, достичь аналогичных показателей практически не представляется возможным: слишком многое в финансировании данной сфере зависит от объема страховых взносов граждан. Как формируются тарифы на медицинскую помощь в системе ОМС и каким нормативным актом они предусмотрены? С чем связана неравномерность установления тарифов в зависимости от региона России? Как устанавливаются тарифы на федеральном и региональном уровнях? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Порядок формирования тарифов на медицинскую помощь и услуги

Структура тарифов на оплату предоставляемой гражданам медпомощи предполагает компенсацию ряда затрат. Структура утверждена Федеральным законом №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ». Рекомендации и разъяснения даны в приказе Министерства здравоохранения №158н от 28.02.2011. Итак, к основным затратам относятся:

  • Заработная плата и иные выплаты медицинским работникам;
  • Закупки препаратов, расходных материалов, специализированного питания, медицинского инструментария, химикатов;
  • Пополнение иных материальных запасов в медицинских учреждениях;
  • Проведение инструментальных, лабораторных исследований;
  • Организация питания;
  • Услуги транспорта, связи, ЖКХ;
  • Исполнение обязательств по договорам и внедоговорным правоотношениям;
  • Социальное обеспечение работников;
  • Иные расходы, в том числе приобретение оборудования для диагностики и лечения;
  • Дополнительные структурные элементы, определяемые Программой гарантий оказания бесплатно помощи;
  • Расходы, предусмотренные территориальной программой, при увеличении объема оказываемых услуг на территории субъекта.

Предполагаемые затраты на услуги мобильной и иной связи, использование и обслуживание транспорта определяется на основе нормативов или по факту потребления за прошедший год (несколько лет). Денежные средства, необходимые на оплату труда тех лица, которые в оказании медицинской помощи какого-либо участия в организации не принимают, рассчитываются на основании штатного расписания, подписанного руководителем учреждения. Последний обязан учитывать при составлении действующую систему оплаты труда.

Все траты на амортизацию оборудования и инвентаря, которое не применяется в ходе оказания медицинской помощи или предоставления услуг медицинского характера рассчитываются с учетом его балансовой стоимости, норм износа, времени использования. Амортизация средств стоимостью более 100 тысяч рублей подлежит включению только тогда, когда данные расходы включены законом субъекта в территориальную программу ОМС.

Дифференциация тарифов в регионах

Формирование единого подхода к определению нормативов оплаты медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования в субъектах страны произошло только к 2013 году. По мнению специалистов, единство тарифов невозможно, поэтому предлагались варианты введения повышающих коэффициентов для ряда регионов. Но несколько лет назад система ОМС была унифицирована для субъектов. Так, появился институт финансирования территориальных программ на базе подушевого норматива, одинакового по всей территории страны. Именно тогда была сформирована нормативная правовая база, в том числе принципы и методы оплаты. Действия позволили сократить разброс в разработанных тарифах всего до 15-20%.

В сфере нашла отражение тенденция отхода от регионального финансирования в пользу использования средств ОМС. В связи с этим произошло повышение страхового взноса по медицинскому страхованию до 5,1%.

Тарифы обосновываются не только и не столько целью возмещения затрат, а необходимостью уложиться в бюджет, утвержденный регионом. К примеру, норматив на человека на обеспечение скорой помощи в Москве на 2017 год составляет 1117,6 рублей. В Воронежской области данный показатель равен 699,3 руб.

Тарифы на оказываемую медицинскую помощь в каждом субъекте устанавливаются тарифной комиссией. Территориальные органы ОМС как главные представители на собрании вносят свои предложения на основании годового бюджета. В принципе, разница в тарифах — следствие неодинаковых страховых взносов в пределах региона. В бюджет нельзя заложить большее количество средств, чем имеется, что и порождает дифференциацию затрат на обязательное медицинское страхование по субъектам страны.

Порядок расчетов

При осуществлении расчетов применяется такое понятие, как «условная единица трудозатрат». Причем выделяется как единица с учетом врача, так и без него, то есть с участием лишь медсестры или фельдшера. Такая методика применяется уже несколько лет. В связи с таким разделением, например, обращение к терапевту по тарифу обходится дешевле, чем к участковому врачу, поскольку последние получают большую заработную плату.

Тарифы на медицинскую помощь и медуслуги в системе ОМС

В 2017 году поликлиники финансируются по подушевым нормативам, у каждого из которых имеются коэффициенты. К примеру, при показателе 0,9 в качестве аванса страховая компания перечислит медицинской организации 90% полагающейся суммы в рамках тарифного соглашения. Пример тарифного соглашения на 2017 год можно скачать по ссылке.

Заключение

Таким образом, в России сформировалась относительно единая система формирования тарифов ОМС. Но до сих пор чувствуются различия в их денежном выражении, что обусловливается, скорее всего, экономическим благосостоянием каждого региона.

Советуем почитать: Кто и в каких размерах оплачивает медицинскую помощь в системе ОМС?
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще