Наверх

Срок исковой давности по страховому возмещению

Для получения выплат клиент страховой компании после происшествия (страхового случая), которое должно быть упомянуто в договоре, обязан соблюдать инструкции страховщика и представить необходимый пакет документов. Однако даже выполнение всех требований не гарантирует, что страхователь получит всю сумму возмещения. Для защиты своих интересов обращаются в судебные органы, если не прошел срок давности по иску и есть возможность доказать нарушения, допущенные страховой фирмой.

В течение какого периода можно подать иск в суд?

Страховщики в ряде случаев имеют право отказать застрахованному лицу в компенсации ущерба, возникшего вследствие страхового события. Однако встречаются и неправомерные отказы, когда клиент уверен, что страховщик нарушает договор или права страхователя. В подобной ситуации обращаются в судебную инстанцию с исковым заявлением. Стандартным сроком исковой давности, предусмотренным гражданским законодательством (статья 195 ГК России), является 3 года.

Однако в сфере страхования работают специальные нормативные акты, где прописана зависимость срока давности от конкретного вида страховки. Статья 966 ГК предусматривает сокращение стандартного срока на один год, когда требования истца относятся к имущественному страхованию. Также для споров, предусматривающих перестрахование, срок давности не превышает 2 лет. Если нарушены обязательства, возникшие вследствие договора страхования риска, то давность стандартна — 3 года. Судебные иски в области личного страхования также можно подавать в течение 3 лет.

Юридические нюансы

До 2013 года в ходе судебных заседаний решения о начале отсчета исковой давности делились на два варианта (споры касались выплат по ОСАГО). Согласно первому варианту, срок начинает исчисляться с момента наступления страхового случая. Юристы обосновывали подобное мнение тем, что обязанность страховой компании по выплате компенсации вступает в силу сразу после наступления страхового события. В тот же момент страхователь получает право требования компенсации ущерба по договору.

Сроки исковой давности в страховании

Однако было и другое мнение: срок должен исчисляться не с наступления страхового события, а только по истечении периода, когда страховая организация обязана рассмотреть заявку на возмещение ущерба. Согласно этой точке зрения, начало срока давности отодвигается на 20-30 дней (если иное не прописано в договоре) или на более длительное время, если клиент не представил необходимые документы. Правовые противоречия рассмотрел Верховный Суд и вынес решение, согласно которому точкой отсчета давности должен считаться день, когда клиент страховой компании получил информацию об отказе в компенсации либо согласие лишь на часть возмещения. Если компания не приняла никакого решения либо надлежащим образом не уведомила страхователя, то давность считается со дня, следующего за фиксированным периодом, отведенным для принятия подобного решения.

Судебная практика по отсчету давности

Современные нормативные акты дают возможность грамотному юристу иначе истолковать закон и доказать, что срок давности по конкретному страховому делу не истек. Президиум ВС РФ утвердил 30.01.2013 г. «Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан», в котором изложено судебное разбирательство по взысканию компенсации со страховой.

Пример решения суда о сроке исковой давности по требованиям о выплате страхового возмещения

В 2007 г. после ДТП страхователь представил заявление и документы в компанию, с которой подписал договор ОСАГО. Однако пакет документов был передан не полностью, о чем клиента уведомили. Недостающую справку выгодоприобретатель представил лишь через 2 года, после чего получил отказ в компенсации и подал исковое заявление. По закону, исковая давность отсчитывается с момента уведомления клиента об отказе или неполной выплате возмещения. Таким образом, даже через 3 или 4 года после страхового события пострадавшая сторона может подать иск против страховщика. В данном случае страховая компания не может заявить об истечении срока давности, поскольку принять решение по заявлению могла только после предоставления всех документов. При этом законом не оговаривается конкретный период, в течение которого клиент обязан собрать документы.

Чтобы избежать подобных ситуаций и возможных нарушений со стороны страхователей (постановочное дорожно-транспортное происшествие или иной страховой случай, необоснованное увеличение компенсации, сокрытие важных фактов) юристы выступают с предложениями усовершенствовать страховое законодательство.

Когда срок давности приостанавливают, а когда прерывают?

Причиной для приостановления отсчета давности является начало процедуры по внесудебному урегулированию конфликта. В этом случае стороны могут прибегнуть к административному пути решения проблемы, воспользоваться услугами посредников и другое. Исчисление срока также приостанавливают, если в течение полугода действовали или возникли следующие обстоятельства (применяются к искам, рассматриваемым в арбитраже):

  • Действие законодательного акта или постановления, регулирующего соответствующие отношения, приостановлено;
  • Отсрочка на выполнение обязательств, установленная Правительством, вступила в силу;
  • Предъявление искового заявления являлось невозможным из-за непреодолимых обстоятельств;

В процессе урегулирования конфликта в административном порядке срок останавливается на полгода либо на период, определенный законодательно для конкретной процедуры. Когда указанные обстоятельства теряют силу (прекращаются), исчисление срока продолжается. В соответствии со статьей 202 Гражданского кодекса оставшийся срок увеличивается на полгода, если он меньше данного периода.

Прерывание срока означает, что ответчик признает долг. Если ответчиком по исковому заявлению является страховая компания, то ее сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями, должен совершить действия, которые ясно свидетельствуют о признании долга. Также прерывание срока предусмотрено при частичной выплате компенсации или неустойки. По постановлению Верховного судебного органа РФ перемена истца, когда право требования долга переуступают, не является основанием для прерывания общего срока давности, который составляет 3 года. Данное положение действительно в сфере обязательного автострахования. Важно знать, что даже при истечении срока давности судебная инстанция не может отказать в принятии иска. Однако если одна из сторон заявит о том, что срок давности прошел, то суд примет решение в отказе от иска. Указанная позиция подтверждена в статье 199 Гражданского кодекса.

Заключение

Иск по страхованию имущества можно подавать в течение 2 лет со дня получения отказа в страховом возмещении или другого нарушения прав страхователя. В сфере личного страхования учитывается стандартный срок — 3 года. Окончание искового срока не является причиной для отказа от защиты своих прав.

Советуем почитать: Доверенность на получение страхового возмещения
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще