Нарушение сроков выплат страхового возмещения
При наступлении страхового события страховщик по договору обязан выплатить клиенту компенсацию или произвести ремонт, если речь идет об автостраховании. Однако страховые компании часто безосновательно задерживают сроки или отказывают в выплатах, ссылаясь на вину страхователя. Защитить свои права клиент страховой компании может в суде, предварительно направив претензию страховщику. Жалобы на неправомерные действия принимают и государственные структуры, контролирующие работу страховых фирм.
Причины задержки страховых компенсаций
Иногда в задержке выплат виноват сам клиент, не внимательно прочитавший условия страхования. Как следствие — подача заявления с нарушением сроков, невозможность представить компании требуемые документы. Например, от пожара пострадал застрахованный объект недвижимости, вместе с бумагами сгорели документы, подтверждающие право собственности. Пока документы восстанавливались, истекло время для подачи бумаг в страховую компанию. Либо клиент, не вникая в требования страховщика, отказался обращаться в правоохранительные органы или другие инстанции, документы из которых необходимы для подтверждения страхового события.
Если же все документы переданы вовремя, заявление и страховой акт оформлены, задержек в перечислении страховой премии не было, то необходимо выяснить, какой срок предусмотрен для выплаты компенсации. Конкретная информация содержится в правилах страхования. Их размещают на портале страховой компании, выдают вместе с полисом или договором. Максимальный период, который отводится страховщику для проведения всех действий по страховому событию, составляет 30 дней. Если через месяц деньги на счет страхователя не поступили, то нужно готовиться к написанию претензии и подачи иска в суд.
Что делать, если страховщик не выполняет обязательства?
Если срок для выплаты компенсации истек, то необходимо связаться с представителем компании и выяснить, нет ли ошибки в реквизитах для оплаты. Когда связи с компанией нет или же в телефонном режиме никакой конкретной информации не предоставляют, то написание претензии неизбежно. Законом установлено, что перед подачей искового заявления к страховщику, истец должен попытаться урегулировать конфликт в досудебном порядке. Это значит, что составление претензии является обязательным. В документе четко формулируют проблему, указывая, какие именно права страхователя либо пункты договора нарушены. Необходимо опираться на законодательные акты либо правила страхования, чтобы претензия была обоснованной. Перед отправкой документа страховщику снимают 2 копии. У компании есть две недели, чтобы ответить на претензию. Для повышения шансов на благоприятный ответ прилагают оценочную экспертизу и дополнительные доказательства понесенного ущерба.
Курируют работу страховщиков в России несколько государственных организаций, Российский союз страховщиков. Обратиться с электронной жалобой в РСА можно на официальном сервисе организации. Союз решает вопросы задержки выплат, нарушения страховых правил. Куратором страховых фирм является Центробанк, выполняющий и функции регулятора в отечественном страховании. Данная структура принимает жалобы на несоблюдение правил страхования, нарушение условий страхового договора. Обращение можно заполнить в электронной приемной официального портала Центрального банка России. Рассмотрение жалобы займет месяц. Если обращение потребует проверки страховой, то туда направят инспекторов. При выявлении нарушений могут наложить штраф или отозвать лицензию, без которой страховщик работать не сможет. На основании жалоб от страхователей надзорный орган вправе запросить пояснения у любого страховщика. Отказать в предоставлении информации страховая компания не может, поскольку рискует лишиться лицензии.
Ответственность страховой компании
Ранее ответственность страховщика за несоблюдение сроков по выплате компенсаций заключалась в штрафе. Статья 395 Гражданского кодекса предусматривает взыскание процентов на сумму, которая удерживается страховой компанией незаконно. Размер выплаты определяется ставкой рефинансирования Центробанка. По сути, это небольшая сумма, которую можно взыскать со страховщика только после судебного разбирательства. На сегодня к недобросовестным страховым компаниям применяются дополнительные санкции:
- Проверка надзорных органов по жалобе страхователя;
- Лишение лицензии, если проверка выявит серьезные нарушения по ряду жалоб;
- Запрос информации по конкретной жалобе;
- Взыскание штрафных процентов;
- Взыскание неустойки.
Чтобы ответ на жалобы или претензию был максимально информативным и конкретным, необходимо грамотно составлять документы, прописывать обоснования для требований. Обязательны ссылки на законодательные акты, условия заключенного договора, правила страхования. Дополнительным подтверждением станут выписки с банковского счета о выплате страховой премии, результаты независимой экспертизы, копия заявления в правоохранительные органы, акты обследования из обслуживающих компаний.
Как взыскать неустойку за просрочку?
Профильные законодательные акты, регулирующие область имущественного страхования, не предусматривают наложение штрафных санкций на страховщика, если тот не обеспечивает выплату страхового возмещения в срок, прописанный в договоре. Однако на страхование (добровольное) имущественных интересов физических лиц распространяется действие закона № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей». В 28 статье упомянутого законодательного акта прописан механизм расчета неустойки и ее правовое обоснование.
Так, за каждый день просрочки страховщик должен заплатить 3% от цены услуги. Если же определить стоимость услуги невозможно, то 3% от общей цены заказа. Применительно к страховой выплате это означает, что страхователь может взыскать 3% от величины страховой премии за каждый просроченный день. Для этого необходимо подать исковое заявление в суд, который вправе уменьшить сумму неустойки. При этом истец должен доказать, что страховой договор заключен для личных нужд и не имеет отношения к предпринимательской деятельности.
Заключение
Если установлено, что страховщик нарушает сроки выплат, то страхователь вправе обратиться в судебные органы. Предварительно необходимо направить в страховую компанию претензию с четким указанием того, какие права или пункты договора нарушены. Если через 14 дней не будет аргументированного ответа или погашения долга со стороны страховщика, то нужно подавать исковое заявление и требовать неустойку.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Риски страховых компаний в России меньше связаны со стихийными бедствиями и терроризмом. Существенные компенсации в корпоративном сегменте за последни ...
-
В процессе взаимоотношений между страховщиком и страхователем нередко возникают ситуации, при которых при совершении определенных действий как с одной ...
-
Страховой рынок за последние 3 года существенно изменился. Явные лидеры среди страховщиков стали терять значительную долю на рынке, принося весомые ст ...
-
Страхование стало неотъемлемой частью в жизни современного человека. Граждане все чаще хотят обезопасить свое имущество, здоровье, жизнь или финансовы ...