Страховые споры и их рассмотрение
В процессе взаимоотношений между страховщиком и страхователем нередко возникают ситуации, при которых при совершении определенных действий как с одной, так и с другой стороны, имеет место несогласие клиента с организацией. Такое несогласие объединяется под понятием страховых споров, когда одна сторона (чаще всего страхователь) предъявляет претензии второй стороне относительно выполненных (или невыполненных) им действий — отказа в предоставлении средств на возмещение ущерба, признание случая нестраховым и так далее.
Особенности и нормативное регулирование вопроса
Под страховыми спорами понимается большое количество нюансов, которые в общем понятии определяются как конфликт интересов между сторонами страховых отношений. Особенностью страховых споров является необходимость их урегулирования с учетом законодательных актов, а также условий договора. При этом далеко не во всех ситуациях можно решить конфликт, опираясь исключительно на их положения — иногда спор однозначно неразрешим и тот вариант действий, который будет принят, основывается на исключении невозможных вариантов. В рамках урегулирования возникающих страховых споров основными законодательными актами, на которые необходимо будет опираться, применяется собственно закон, определяющий страховую деятельность, а также Гражданский Кодекс Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты:
- Закон РФ № 4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела в РФ», определяющий основные группы споров, методику их разрешения и порядок действий при их возникновении;
- Федеральный закон № 382 от 29.12.2015 «Об арбитраже (третейском разбирательстве)»;
- Статья 22 Гражданско-правового кодекса РФ (определяет перечень исковых дел);
- Статья 122 ГПК определяет споры, решаемые в приказном порядке;
- Статья 262 ГПК указывает на дела особого производства;
- Статьи 23-32 ГПК рассматривают подсудность различных дел, открытых на основании споров, в том числе и страховых.
В возникающих спорах прежде всего наблюдается конфликт интересов страхователя и страховщика и в большинстве случаев бывает связан с финансовой стороной вопроса, имеющей место в ситуации наступления страхового случая и определенных действиях со стороны страховщика, которые идут вразрез с интересами страхователя. Наиболее частыми случаями являются умышленное задержание положенных выплат, подача страховой компанией иска относительно действующего клиента, банкротство организации, являвшейся страховщиком, намеренное занижение выплат по страховке, расторжение договора без явных причин по инициативе страховщика. Также к таким случаям относят полный отказ в осуществлении текущих выплат, оформлении страхового случая и принятии документов, которые относятся к возникшим факторам риска и на основании каких можно сделать вывод о правомерности действий страхователя.
Досудебное и судебное урегулирование
Урегулирование страховых споров в большинстве случаев представляет собой целый комплекс мер, относящихся к юридическим, и регулирующихся с целью удовлетворения требований клиента. В некоторых ситуациях решение споров возможно исключительно в судебном порядке, но в определенных случаях, конфликт улаживается в досудебном порядке, в частности, при неумышленных ошибках, когда нарушение прав клиента или ущемление его интересов произошло по причине ошибки сотрудников компании или утери (порчи) документов. Кроме того, в досудебном порядке регулируют чаще всего следующие конфликты:
- Нарушение прав страховщика по причине некомпетентности сотрудников страховой организации;
- Невозможность совершить определенные действия в отношении страхователя по причине тяжелой финансовой ситуации;
- Любой вид нарушения прав страхователя при условии, что страховщик дорожит своей репутацией и не хочет иметь опыт решения проблем с клиентами в суде;
- Споры, когда даже без судебного разбирательства при анализе имеющихся факторов ясно, что закон будет на стороне клиента.
Если имеет место нарушение прав страхователя, в первую очередь должен иметь место процесс досудебного урегулирования спора, как основное требование при дальнейшем обращении в суд. Для этого составляется письмо-претензия на имя директора страховой компании с указанием всех обстоятельств дела и конкретно лица (сотрудника), с которым страхователь имел дело. В заявлении указываются реквизиты полиса, обстоятельства возникшего страхового случая и предмет конфликта. Для клиента организации важно зафиксировать факт получения такого письма компанией, поскольку у них есть определенное время на ответные действия и до истечения этого срока обращаться в суд нельзя.
Пример нарушения прав страхователя и разрешения спора
Гражданин Ивашин А.И. обратился в страховую компанию в связи с ДТП и необходимостью выплаты определенной суммы средств по страхованию ответственности для возмещения ущерба, причиненного третьим лицам. Обращение клиента с уведомлением произошло спустя 35 дней после аварии, и организация отказала в приеме документов. Страхователем были предоставлены выписки из стационарного медицинского учреждения, свидетельствовавшие о том, что он находился на лечении и физически не мог подать заявление. После такого действия компания приняла документы и произвела выплату.
При отсутствии каких либо действий со стороны страховщика или же неудовлетворении требований клиент имеет возможность обращения в судебный орган. В такой ситуации составляется иск, в котором отражаются все материалы дела и описывается суть претензии с обязательным указанием факта попытки досудебного урегулирования. При составлении иска лучшим вариантом будет отражение статей закона, а также пунктов договора, на основании каких можно сделать вывод о правомерности действий страхователя и необходимости принятия относительно него положительного решения.
Заключение
Итак, страховые споры, имеющие место при взаимоотношениях между страховой фирмой и компанией, оказывающей ей услуги определенного характера относительно существующих рисков, могут возникать в различных ситуациях, но чаще всего они будут связаны с финансовой стороной вопроса. В случае отказа в выплате при наступлении страхового случая, принятии документации, значительном уменьшении компенсации суммы ущерба, а также других ситуациях, при которых имеет место нарушения законодательства или пунктов заключенного договора, страхователь может решить проблему путем досудебного урегулирования или непосредственного обращения в суд.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
При наступлении страхового события страховщик по договору обязан выплатить клиенту компенсацию или произвести ремонт, если речь идет об автостраховани ...
-
Возмещение убытка при наступлении страхового события — главная цель клиента, заключающего договор со страховой фирмой. Основным критерием является вел ...
-
Страховые организации и банковские структуры могут вступать в различные формы союзов для временной выгоды. Причем такие объединения создаются как на т ...
-
Взаимное страхование на данный момент является одной из форм осуществления страховой защиты. Такая форма активно используется для создания обществ вза ...