Порядок выплаты страхового возмещения
При наступлении страхового события страхователь, полностью выплативший страховые взносы (единовременные или текущие), вправе обратиться к страховщику за компенсацией ущерба. Страховые компании, независимо от вида страховки, тщательно следят за порядком оформления документов, подтверждающих страховое событие, и процедурой выплаты страхового возмещения. Нарушение установленного порядка может стать причиной отказа в выплатах или существенного уменьшения суммы.
Есть ли разница между страховой выплатой и возмещением?
Понятие «страховой выплаты» четко регламентируется действующим Федеральным законом № 4015-1«Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 г. (последние изменения действительны с начала 2018 г.). Согласно статье 10 (п.3) страховой выплатой считается определенная договором или законодательством сумма денежных средств, которая выплачивается клиенту СК при наступлении страхового события.
Понятие «страховое возмещение» упоминается в вышеуказанном законе как тождественное «страховой выплате». При этом гражданское законодательство (в статье 929 Гражданского кодекса) отдает предпочтение формулировке «страховое возмещение», не употребляя тождественных или аналогичных терминов. Согласно указанной статье страховым возмещением является компенсация страхователю (выгодоприобретателю) убытков, возникших вследствие рискового события. Однако возмещение или выплата не могут превышать страховой суммы, указанной в договоре. От ее значения, как правило, зависит цена страховки и величина страховой премии.
Условия выплаты
Часто страхователь, невнимательно изучив договор, теряет право на возмещение из-за несоблюдения обязательных условий, определяемых страховщиком и законом. СК перед расчетом выплат в обязательном порядке проконтролирует своевременное продление договора страхования, выплату взносов, правильность оформления документов. Претендуя на возмещение, клиент страховщика должен выполнить ряд условий:
- Выплатить премию (взнос) либо регулярно погашать ежемесячный платеж;
- Предоставить страховщику требуемые данные, на основании которых возможен расчет возмещения;
- Соблюдать форму и сроки оповещения о наступлении страхового события (от 1 до 3 суток без учета нерабочих дней);
- Представить документы, подтверждающие страховое событие (медицинские справки, протокол аварии, копию постановления о возбуждении уголовного дела при краже, порче имущества и др.);
- Не причинять вред объекту страхования намеренно или осознанно идти на риск.
Страховщик, в свою очередь, обязан информировать клиента обо всех непредвиденных ситуациях, связанных со страховкой, самостоятельно или по согласованию с пострадавшей стороной организовать осмотр места происшествия. Если принимается решение об отказе в выплате, то оно направляется страхователю в письменном виде с обоснованием причин. Сумма компенсации выплачивается полностью (в рамках договора) в установленный срок.
Порядок уплаты компенсации
Обращаться к страховщику следует после наступления страхового события, упомянутого в договоре. СК сможет компенсировать убытки только после подтверждения страхового события и оформления соответствующих документов, перечень которых содержится в тексте договора страхования. Закон предусматривает конкретные сроки для совершения всех выплат или оповещении клиента СК об отказе. Действия, которые обязан совершить страхователь для получения возмещения по страховому договору, содержат:
- Информирование страховщика о наступлении рискового случая в установленные сроки.
- Посещение страховой компании и оформление заявления на получение выплат.
- Сбор и передача страховщику прописанного в договоре пакета документов. Требовать дополнительные справки, не предусмотренные в договоре, СК не вправе.
- Получение положительного решения о возмещении. При отрицательном ответе рассмотрение причины и устранение (по возможности) или обращение в суд, если права страхователя нарушены.
При ухудшении здоровья или увеличении размера ущерба из-за страхового случая страхователь имеет право в заявительном порядке просить о пересмотре страхового возмещения. Закон обязывает страховщика в течение 30 дней (включая нерабочие) выплатить клиенту компенсацию либо известить об отказе, указав причины такого решения. Если СК просрочила выплату, то за каждые сутки сверх установленного срока взимается пеня.
Как определяется размер компенсации?
Сумма возмещения во многом зависит от вида страховки. Если страхователь требует компенсацию за причинение вреда здоровью, то учитываются расходы на медицинские услуги и потерянный за время болезни (нетрудоспособности) заработок. При порче имущества размер компенсации зависит от состояния объекта страхования (машины, квартиры) и его стоимости, прописанной в договоре. Страхователь представляет страховщику документы, в соответствии с которыми рассчитывается размер причиненного вреда.
Учитываются и расходы страхователя, обусловленные страховым событием (например, транспортировка транспортного средства на эвакуаторе). В любом случае размер страхового возмещения не превысит указанной в договоре страховой суммы. При нарушении сроков выплат начисляется ежедневная пеня в размере ставки рефинансирования Центробанка. Согласно закону выплаты производятся в национальной валюте наличными или по перечислению на банковский счет.
Заключение
Возмещение от страховой компании зависит от соблюдения требований, прописанных в договоре. Часть из них касается порядка информирования страховщика о наступлении страхового события, перечня документов, которые должна представить потерпевшая сторона. Несоблюдение указанных требований приводит к отказу от выплат или затягиванию дела. Если страховая компания без объективных причин не выплачивает компенсацию, то страхователь может обратиться в суд, чтобы взыскать всю сумму возмещения и пени за неуплату.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Для получения выплат клиент страховой компании после происшествия (страхового случая), которое должно быть упомянуто в договоре, обязан соблюдать инст ...
-
Если страховая компания подтверждает страховой случай и принимает положительное решение относительно выплаты, то страхователь должен согласовать форму ...
-
Уступка права требования по договору страхования среди отечественных гражданских сделок встречается нечасто, поскольку сфера страхования относительно ...
-
Среди документов, необходимых для получения выплат по договору страхования, в обязательном порядке должны присутствовать реквизиты для перевода средст ...