Наверх

Лицензирование страховой деятельности

Лицензированию подлежит любая деятельность, связанная с осуществлением страхования и формированием страхового резерва, который предназначен для будущих страховых выплат. Для чего нужна лицензия? Кто принимает решение о ее выдаче? Кто должен получать лицензию и как это сделать? Может ли орган страхового надзора ограничить или отозвать выданную ранее лицензию? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Правовое регулирование

Лицензия — это документ, дающий определенному лицу право осуществления страховой деятельности. Вопрос лицензирования регламентируется статьями 32-32.10 Федерального закона №4015-1 от 27.11.1992 «Об организации страхового дела». В частности, в пункте 1 статьи 32 упомянутого закона указано, что лицензия может быть предоставлена исключительно органом страхового надзора. С 2013 года функции органа страхового надзора исполняет Центробанк. Во 2 пункте 32 статьи указано, что лицензированию подлежат следующие субъекты страхового дела:

  • Страховые организации, которые осуществляют свою деятельность в сфере добровольного страхования жизни и здоровья, добровольного имущественного страхования, перестрахования и отдельных видов обязательного страхования, предусмотренных действующими ФЗ;
  • Перестраховочные организации;
  • Общества взаимного страхования;
  • Страховые брокеры.

Страховым актуариям (физическим лицам, занятым в страховой деятельности) лицензия не выдается, но они должны пройти процедуру аттестации. Лицензирование субъектов страхового дела необходимо для подтверждения факта их соответствия действующим требованиям. Так, в выдаче лицензии может быть отказано, если Банк России посчитает, что у страховщика нет достаточного страхового резерва для осуществления страховой деятельности.

Порядок осуществления процедуры

Конкретный порядок лицензирования определен 32 статьей ФЗ «Об организации страхового дела». Основной задачей соискателя является сбор необходимой документации. Причем в зависимости от субъекта страхового дела Закон устанавливает разные требования к документации, предоставляемой в орган страхового надзора. Так, согласно пунктам 3, 5, 6 статьи 32 ФЗ «Об организации страхового дела», в орган страхового надзора необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • Для страховых и перестраховочных организаций:
    • заявление на лицензирование;
    • устав организации;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
    • протокол заседания учредителей, где было принято решение об утверждении устава и об утверждении руководящего органа;
    • данные об акционерах;
    • документы, подтверждающие наличие уставного капитала;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации на имя учредителя (учредителей) организации, иных юридических лиц (если таковые имеются), и заключение о достоверности финансовой отчетности таких лиц за последний период, если для них предусмотрена обязательная аудиторская проверка;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности (руководитель организации, член совета директоров, член исполнительного органа, главный бухгалтер и т.д.) и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • документы, подтверждающие законное получение средств, внесенных учредителями в уставной капитал организации;
    • положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
    • документы, которые подтверждают, что соискатель соответствует требованиям законодательства о государственной тайне (если это необходимо);
    • документы, которые подтверждают, что соискатель, претендующий на осуществление обязательного страхования, соответствует иным требованиям, установленным действующими законами (если таковые требования имеют место быть).
  • Для обществ взаимного страхования:
    • заявление на лицензирование;
    • устав общества;
    • выписку из ЕГРЮЛ о государственной регистрации;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • сведения о юрлицах, ставших участниками общества взаимного страхования, и об их интересах, в целях страхования которых было создано общество;
    • положение об обязательной внутренней аудиторской проверке;
    • сведения об актуариях по форме, установленной Приложением 8 Указания Центробанка № 4656 от 2017 года.
  • Для страховых брокеров:
    • заявление на лицензирование;
    • устав организации (если брокер является юридическим лицом);
    • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о государственной регистрации;
    • сведения о лицах, назначенных на ответственные должности и об их соответствии необходимым требованиям (конкретные требования указаны в статье 32.1 рассматриваемого ФЗ);
    • подтверждение наличия собственного страхового резерва (по состоянию на 2018 год минимальный размер резерва для страхового брокера — 3 000 000 рублей).

Если в качестве соискателя выступает юридическое лицо, где доля иностранных инвесторов превышает 49%, в дополнение к указанному перечню документов необходимо также предоставить письменное согласие органа страхового надзора из страны инвестора, на осуществление деятельности таковым инвестором на территории Российской Федерации. Аналогичное требование действует в отношении дочерних компаний, которые являются представителями зарубежных фирм.

Лицензирование страховой деятельности

После получения документов надзорный орган в течение 3 рабочих дней должен принять решение о рассмотрении заявления на лицензирование. Если соискатель предоставил неполный пакет документов, в течение тех же 3 рабочих дней орган надзора направляет ему письменное уведомление об этом. Если в течение 30 календарных дней соискатель не предоставит нужные документы, ему будет возвращено заявление на лицензирование и всю процедуру необходимо будет начинать заново. Согласно пункту 12 статьи 32 рассматриваемого ФЗ, орган страхового надзора должен принять решение о предоставлении (не предоставлении) лицензии в течение 30 рабочих дней после получения документов. Сразу после принятия решения надзорный орган в течение 5 рабочих дней должен письменно сообщить о своем решении соискателю.

Основания для отказа

Если орган страхового надзора принял решение не выдавать лицензию, он должен предоставить мотивированный ответ. То есть, соискатель получит письмо, в котором будут подробно разъяснены причины отказа в выдаче лицензии. Все основные причины отказа в предоставлении лицензии на страховую деятельность указаны в статье 32.3 Федерального закона «Об организации страхового дела». Среди них:

  • Полное совпадение наименования юридического лица соискателя с иным юридическим лицом. Единственное исключение, если соискатель является дочерним предприятием юридического лица, с наименованием которого произошло совпадение;
  • Неустранение нарушений, ранее приведших к ограничению или приостановлению лицензии при условии, что соискатель обращается за лицензией на новые, ранее не осуществляемые виды страхования;
  • Несоответствие предоставленных документов действующему законодательству;
  • Наличие ошибок или недостоверной информации в предоставленных документах;
  • Несоответствие устава организации действующему законодательству;
  • Несоответствие лиц, назначенных на ответственные должности, требованиям, установленным статьей 32.1 ФЗ «Об организации страхового дела»;
  • Объявление фиктивного или организации преднамеренного банкротства субъекта страхового дела хотя бы одним из учредителей соискателя лицензии;
  • Недостаточность финансовых активов.

Как уже указано выше, в случае отказа в выдаче лицензии, страховая компания в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения должна письменно уведомить об этом соискателя. В письме должны быть подробно разъяснены причины отказа. К примеру, в случае отказа из-за несоответствия предоставленных документов действующему законодательству в письме должны быть приведены выдержки из законодательства, которым перечат предоставленные документы.

Статус лицензии

Согласно статье 32.5 Федерального закона №4015-1 лицензия по умолчанию является бессрочной (выдается на неопределенный срок). Но орган страхового надзора (Банк России) при выявлении определенных нарушений может применить особые санкции к субъекту страхового дела, которые будут выражаться в ограничении действующей лицензии. Согласно статьям 32.6-32.8 орган надзора имеет право на совершение следующих действий с ранее выданной лицензией:

  • Ограничение или приостановление. Накладывается в случае, если субъект страхового дела не выполнил предписание об устранении нарушений, ранее выданное органом страхового надзора. Ограничение предусматривает запрет на страховую деятельность по определенным видам страхования, в то время как приостановление лицензии предусматривает запрет на осуществление всех видов страховой деятельности. При этом со страховой компании (иного субъекта страхового дела) не снимаются обязательства по действующим договорам страхования;
  • Возобновление. В случае полного устранения нарушений, из-за которых было наложено ограничение (приостановление) лицензии, орган страхового надзора в полной мере возобновляет действие лицензии;
  • Отзыв. В случае неустранения нарушений в установленный срок, в случае повторного характера нарушений, а также в случае появления непреодолимых препятствий, мешающих осуществлению страховой деятельности, у страховщика может быть отозвана лицензия. С этого момента он лишается права на ведение страховой деятельности, но при этом с него не снимается ответственность по действующим договорам страхования.

Помимо указанного, орган надзора может аннулировать решение о выдаче лицензии. Аннулирование лицензии осуществимо только в том случае, если субъект страхового дела еще не успел воспользоваться ею. Так, аннулированию подлежит лицензия, если спустя 2 месяца после принятия решения о ее выдаче страховщик не предпринял никаких действий для ее получения или если до получения лицензии страховщиком вскроется факт предоставления соискателем недостоверной информации.

Заключение

Лицензия дает гарантию, что субъект страхового дела обладает всем необходимым для осуществления страховой деятельности. При этом после выдачи лицензии орган страхового надзора осуществляет регулярный контроль над страховщиком и, при необходимости, принимает необходимые меры. Так, с июня 2013 по июнь 2017 Банк России отозвал 191 лицензию. Но даже такой контроль не дает 100% гарантию страхователям, что их страховщик вовремя будет совершать страховые выплаты. В первую очередь это касается ситуаций с банкротством таких организаций.

Советуем почитать: Организационно-правовые формы страховой деятельности - объединения страховщиков
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще