Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования
Учитывая то обстоятельство, что подавляющее большинство граждан РФ ежемесячно отчисляет в виде налогов средства в фонд ОМС, страхователей интересует процедура формирования бюджета ФОМС, его утверждения и дальнейшего распределения финансов по медучреждениям. Помимо страховых взносов работающих граждан существуют и другие статьи пополнения бюджета ФОМС, предусмотренные законодательством. Страховой запас бюджета ФФОМС имеет целью поддержание финансовой устойчивости структуры ОМС и стимулирование надлежащего исполнения программ ОМС в регионах. Что представляет собой бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)? За счет каких средств формируется бюджет ФФОМС, как утверждается? Как определяются доходы и расходы, дефицит и профицит бюджета? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Источники финансирования ФФОМС
Одними из основных принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования. Бюджет федерального фонда ОМС слагается из доходной, расходной частей и нормированного страхового запаса. Доходы бюджета ФФОМС складываются из:
- Страховых взносов, отчисляемых на ОМС хозяйствующими субъектами;
- Средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов на развитие системы ОМС;
- Добровольных пожертвований физических и юридических лиц;
- Доходов, полученных в результате размещения временно свободных средств фондов;
- Средств, полученных в виде штрафов.
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают дотации на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая использование средств нормированного страхового запаса. Таким образом, расходы бюджета ФФОМС, как правило, связаны с:
- Предоставлением средств территориальным фондам ОМС с целью обеспечения выполнения обязательств, предусмотренных полномочиями субъектов РФ;
- Выполнением правительственных и президентских постановлений, а также федеральных законов в сфере здравоохранения;
- Выполнением управленческих функций.
Для сохранения финансовой стабильности структур, входящих в ОМС, и стимулирования плодотворной деятельности территориальных фондов при выполнении программ ОМС создан так называемый страховой нормированный запас. Куда пойдут средства страхового запаса – ежегодно определяется Федеральным законом о бюджете ФОМС. Процедуру использования средств страхового запаса определяет Министерство здравоохранения.
Законодательная база и процедура формирования бюджета ФФОМС
Формирование сметы доходов и расходов ФФОМС регламентировано налоговым, бюджетным законодательством, а также правительственными документами об иных обязательных платежах. Процедура составления проекта бюджета включает, как правило, следующие шаги:
- Правление ФОМС разрабатывает проект и представляет его на рассмотрение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
- Минздрав, являясь координатором средств внебюджетных фондов, подает проект на рассмотрение Правительства РФ.
- Правительство, после изучения документа, передает его в Госдуму в форме проекта Федерального закона.
- Госдума рассматривает положения документа и утверждает его, как Федеральный закон.
Согласно п.2 ст.145 Бюджетного кодекса РФ, закон о бюджете ФФОМС принимается одновременно с принятием государственного бюджета на следующий финансовый год. Процедура предоставления отчета о выполнении бюджета предусматривает осуществление такой же последовательности шагов, что и при его составлении. При составлении бюджета ФФОМС учитываются общее количество застрахованных лиц, текущая и прогнозируемая инфляция, величина ВВП, прогноз относительно роста заработной платы.
Одноканальное финансирование сферы охраны здоровья
Поэтапный переход на одноканальное финансирование здравоохранения страны начался в 2011 году одновременно с принятием закона об ОМС. Мероприятия по реализации программы перехода завершились в 2015 году, когда было объявлено о вступлении в силу новых правил финансирования здравоохранения. Что изменилось с принятием новых норм закона? До принятия закона об ОМС здравоохранение финансировалось на 60% из госбюджета и на 40% из средств страховых фондов. Переход на одноканальную схему финансирования означает существенное сокращение средств, выделяемых на охрану здоровья федеральным и региональными бюджетами, и заметное увеличение роли Федерального фонда в организации финансирования участников системы ОМС.
За счет средств федерального и региональных бюджетов по-прежнему оплачивается медпомощь, необходимая для лечения туберкулеза, психических расстройств и ряда других заболеваний, которые принято относить к социально значимым. Помимо этого, федеральные и региональные средства идут на ремонты, содержание имущества, оснащение медицинским оборудованием лечебных учреждений, функционирующих в системе ОМС. Все остальные финансовые обязательства возложены на Федеральный фонд ОМС. Большинство экспертов в области медицинского страхования считают, что такой шаг обеспечит прозрачность денежных потоков и позволит руководителям медучреждений использовать ресурсы в соответствии с реальными потребностями.
Дефицит и профицит федбюджета
Согласно нормативному акту, регламентирующему бюджет фонда на 2017, 2018 и 2019 год сбалансированность будет достигнута за счет привлечения оставшихся средств по состоянию на 1 января нового финансового года. Размеры запланированных доходов и расходов фонда на указанные годы отражены в таблице ниже.
Год
|
Доходы
|
Расходы
|
---|---|---|
2017
|
1 705,9
|
1 735
|
2018
|
1 841,1
|
1 911,7
|
2019
|
2 067,4
|
2 022,3
|
Таким образом, дефицит бюджета в 2017 году по прогнозам должен составить 29,1 млрд руб., в 2018 году — 70,6, а в 2019 году ожидается профицит бюджета в размере 45, 1 млрд руб. Однако несмотря на то, что ежегодно происходит увеличение бюджета, проблемы с расходованием средств (в том числе нецелевым) никуда не исчезают. Кроме того, существуют явные различия в финансировании регионального здравоохранения.
Заключение
Финансирование системы ОМС осуществляется в основном за счет страховых взносов и в меньшей мере за счет иных источников (инвестирование, благотворительность, добровольные взносы). На 2017 и 2018 годы были утверждены дефицитные бюджеты, а на 2019 — профицитный.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является государственным внебюджетным фондом, созданным для финансирования медицинског ...
-
Система обязательного медицинского страхования состоит из федерального и регионального уровней. Основные практические функции по обеспечению медицинск ...
-
Уровень финансирования системы здравоохранения ВОЗ принимается как один из основных показателей качества оказания медпомощи. Однако даже Америка, кото ...
-
Обслуживание граждан по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) выполняется бесплатно. Финансирование медицинского страхования населения Р ...