Наверх

Контроль за расходами на здравоохранение

Уровень финансирования системы здравоохранения ВОЗ принимается как один из основных показателей качества оказания медпомощи. Однако даже Америка, которая тратит на охрану здоровья около 17% ВВП (согласно индексу эффективности системы здравоохранения от Bloomberg за 2016 г.), не демонстрирует рекордных показателей в других областях: в стране высока младенческая смертность, не имеют доступа к медстрахованию около 50-ти млн. человек. Таким образом, величина расходов не является основополагающим фактором успешного функционирования системы здравоохранения. Многие эксперты сходятся во мнении, что выстроить эффективную работу по охране здоровья помогает конкретная модель медстрахования, которая отражает ментальные, экономические и другие особенности государства.

Каковы основные экономические проблемы здравоохранения? Какие существуют способы контроля и виды ограничений в системах здравоохранения? Как страны пытаются бороться с увеличением роста расходов на здравоохранение и какие это дает результаты? Какие меры являются наиболее эффективными при попытке контроля расходов на определенном уровне? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Экономические проблемы здравоохранения в развитых странах

В ряде стран, для которых всегда была характерна приверженность идее свободного предпринимательства и были отвергнуты принципы полного государственного регулирования страхования, из-за острой конкуренции создаются условия роста качества, поиска все новых продуктов и технологий, жесткой выбраковки экономически неэффективных стратегий и участников рынка. Бюджетно-страховая модель ОМС, особенностью которой является финансирование затрат на медуслуги преимущественно государством и работодателем, обусловила ряд экономических проблем:

  • Гражданин, имеющий страховой полис, вправе рассчитывать на получение полного объема предусмотренных госгарантиями медицинских услуг, независимо от наличия и величины собственных страховых взносов;
  • Медучреждения завышают объемы оказания услуг, поскольку это приводит к повышению финансирования;
  • Уровень обеспечения системы здравоохранения недостаточен, однако и он приводит к дефициту бюджета.

Пытаясь решить данные проблемы, государственные структуры внедряют механизмы сдерживания растущих расходов, ограничивая ресурсы, контролируя ценовую политику, регламентируя способы оплаты медуслуг. Контроль расходов носит системный характер и заставляет плательщика проводить аудит и следить за эффективностью использования денежных средств, ресурсов. Также меры направлены на поиск других финансовых источников, перераспределение форм оказания медпомощи, когда предпочтение отдается лечению вне стационарных учреждений.

Сокращение расходов на здравоохранение в разных странах

Пути оптимизации бюджета, который предусматривается на нужды медицины, приводят к сокращению расходов, но не всегда благотворно влияют на конечного потребителя медуслуг. Стоимость лекарственных препаратов, которые в соответствии со страховым полисом гражданин вправе получать бесплатно, регулируется на государственном уровне во многих странах. В Израиле торговля лекарствами ведется не только в аптечных киосках, но и в других торговых точках. Конкуренция между продавцами и другие факторы обуславливают снижение стоимости препаратов. Японцы руководствуются ценовым стандартом, который основан на устанавливаемой Центральным страховым институтом стоимости на медикаменты.

Ограничение списка лекарственных препаратов, стоимость которых компенсируется за счет страховых средств, используется в большинстве стран, в том числе и в России. А вот голландцы составили перечень средств, стоимость которых страховка не компенсирует. Австрия придерживается политики нестрогого ограничения, когда медиками могут использоваться препараты, не вошедшие в обязательный перечень. Но при этом эффективность и цена лекарств не должна существенно отличаться от тех, которые вошли в список разрешенных.

Контроль за расходами на здравоохранение

Сооплата услуг и лекарств является источником дополнительного финансирования, сдерживает расходы страховщиков и мотивирует пациентов контролировать назначения медиков. В Германии, Австралии, Нидерландах за каждый препарат пациент обязан заплатить из своего кармана установленную сумму, а оставшуюся стоимость должна компенсировать страховка. Французы, испанцы и бельгийцы должны оплатить установленный процент от стоимости препарата, а финны самостоятельно оплачивают лишь особые лекарства, но при этом им приходится возмещать стоимость медпрепаратов, если она превысила определенный порог. При лечении в стационарных медучреждениях соплатежи за лекарства не практикуются. Методика сооплаты делает медикаменты и некоторые медуслуги недоступными для граждан с низким уровнем доходов. Также пациент вынужден отказаться от необходимого лечения, если теряет работу или его расходы увеличиваются.

В целом сокращение расходной части страхового медицинского бюджета нельзя считать эффективной мерой, поскольку реализация на практике такого подхода сталкивается с противодействием участников медстрахования. Медики не заинтересованы в сдерживании расходов, так как это повлияет на их зарплаты. Страховые компании от уменьшения оборота средств также теряют прибыль. Региональные власти закрытие медучреждений, сокращение койко мест и штата больниц считают мерами непопулярными, которые подрывают авторитет администрации. Работодатели приветствуют уменьшение налогового бремени, однако могут потерять на качестве работы сотрудников, которые не получают привычной медпомощи.

Повышение эффективности использования ресурсов в медицине

Механизм распределения средств должен базироваться на максимально возможном бюджете медучреждений и финансировании помощи вне больниц в расчете на одного пациента. Применение глобальных лимитов нуждается в постоянном контроле:

  • Стоимости медуслуг;
  • Размеров страховых выплат;
  • Использования бюджетных средств;
  • Объемов расходуемых ресурсов.

Контролировать предоставление медицинских услуг можно на уровне глобального финансирования (национального бюджета). Для этого вводится механизм нормирования тарифов на конкретные услуги, что способствует сокращению роста их стоимости. В этом случае объем предоставленных услуг будет ограничивать медучреждение, которому придется соблюдать лимит физических ресурсов.

Важным фактором при эффективном использовании финансовых затрат является принцип оплаты работы врача. Ставка не зависит от труда конкретного доктора, а оплата услуги производится в рамках расценок, которые не могут мотивировать медиков. Новая система оплаты может быть основана на конечных результатах деятельности конкретного сотрудника и представлять нечто среднее между ставкой и механизмом компенсации за оказанные услуги.

В основу новой системы контроля должны лечь интересы трех сторон: пациентов (застрахованных лиц), медиков и страховщиков, оплачивающих услуги (работодатель и государство). Иначе рост расходов, обусловленный старением населения, необходимостью модернизации технического оснащения медучреждений, возрастающим спросом граждан на услуги медицины нивелирует эффективность глобального ограничения финансовых расходов. Результативность взаимодействия всех сторон медстрахования продемонстрировали системы здравоохранения Франции, Канады.

Заключение

Функционирование обязательного медстрахования в разных странах позволяет сделать вывод об отсутствии абсолютной зависимости между размером финансирования здравоохранения и уровнем медпомощи, оказываемой населению. Факторами, которые способствуют оптимизации работы системы, являются правильно выбранная модель медстрахования и эффективное использование ресурсов.

Советуем почитать: Финансовый механизм обязательного медицинского страхования (ОМС) и пути его усовершенствования
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще