Наверх

Требует ли система ОМС в России дальнейшего реформирования?

Почти полувековая история обязательного медстрахования в РФ не привела к успешному функционированию системы здравоохранения. Пациенты ежедневно обращаются с жалобами на медучреждения в страховые компании и территориальные фонды, представители Всероссийского союза страховщиков продолжают работать над реформированием. Согласно статистике, подавляющее большинство медиков относятся отрицательно к идее дальнейшего внедрения реформ в отрасли. Возросшие нагрузки, непрозрачность финансовой компенсации за оказанные услуги, постоянные новации не дают персоналу клиник наладить стабильную работу с пациентами.

Реформирование здравоохранения: за и против

Руководители высшего звена системы здравоохранения недовольны рядом изменений, которые инициированы в рамках программы обязательного медстрахования. Новации не приветствует и рядовой состав медицинских клиник и больниц, а пациенты, сталкиваясь с бюрократической волокитой, зачастую вообще не ориентируются в собственных правах и обязанностях. Причин недовольства реформированием несколько:

  • Увеличение объема работы, чаще всего бумажной, выполнения которой требуют от перегруженных участковых терапевтов, педиатров, медицинских статистиков и др.;
  • Отсутствие адекватной оплаты труда, которая компенсируется неофициально платными услугами для пациентов;
  • Необходимость для опытных врачей переучиваться, проходить дополнительные курсы;
  • Невостребованность мнения рядовых сотрудников при составлении реформаторских проектов;
  • Двойственность и непродуманность некоторых положений системы ОМС (например, оказание скорой помощи лицам без документов, иностранцам: врачи не имеют права отказать пациенту, но не уверены, что их услуги будут оплачены);
  • Отсутствие правовой грамотности у пациентов, предпочитающих не вникать в новые правила оказания медпомощи (по причине преклонного возраста, занятости, привычки надеяться на государство и др.).

Статистика подтверждает, что у медиков и пациентов нет уверенности в том, что дальнейшие изменения системы дадут положительный результат. Исследования 2015 г. демонстрируют, что 75% младшего медперсонала, 89% среднего и 91% практикующих врачей считают удовлетворительными результаты своей деятельности. Около 90% медицинских сестер и врачей высоко оценивают профессиональные качества своих коллег. Высокий уровень профессионализма сотрудников всего медучреждения подтверждают 73% врачей, 79% медработников среднего и 61% младшего персонала. От 80% до 90% пациентов в России устраивает уровень оказания медпомощи в целом.

Реформирование системы ОМС

Таким образом, пассивная позиция сторон косвенно подтверждает удовлетворенность системой оказания медпомощи, которая только на бумаге является бесплатной, а в реальности требует от граждан существенных расходов при сложных заболеваниях (СМИ пестрят просьбами о финансовой помощи, необходимой на операцию по жизненно важным показаниям). При этом политики считают меры по официальной коммерциализации медицинского обслуживания непопулярными, поскольку население ждет от государства гарантий бесплатной помощи хотя бы в минимальном объеме.

Меры по дальнейшему изменению системы ОМС в России

Согласно проекту Стратегии развития здравоохранения, который направлен Минздравом в Правительство и содержит предложения по работе системы до 2025 г., в государстве планируется запуск Национальной пациентоориентированной системы. Она предусматривает:

  • Финал формирования трехуровневой (первичная, специализированная, высокотехнологичная) системы медпомощи;
  • Завершение модернизации подготовки кадров;
  • Воплощение проектов «медицины будущего»;
  • Урегулирование взаимоотношения государственной и коммерческой медицины;
  • Внедрение Единой государственной информационной системы здравоохранения, в которую уже вложено порядка 40 миллиардов руб.;
  • Сохранение финансирования на уровне 3,7% от ВВП.

Система обязательного медстрахования практически не изменится. Хотя даже чиновники от медицины, стоявшие у основ ОМС, признают необходимость более серьезных изменений. В.В. Гришин, который 5 лет руководил Федеральным фондом обязательного медстрахования с момента его создания, предлагает внедрение персональных медицинских счетов. Он констатирует, что перекос в сторону теневых платежей при оказании медуслуг не преодолен. Изменить ситуацию может персонифицированное страхование с открытием личного счета для каждого гражданина. Застрахованное лицо получит пластиковую карту, которая объединит в себе полис, медкарту с историей заболеваний, документ для расчетов за услуги медиков.

Средства на счет сможет перечислять государство, работодатель, сам владелец, благотворительные организации. Деньги могут накапливаться, а неизрасходованная за год сумма переходить на следующий период или использоваться для лечения родственников (детей, родителей). Идея персонализированных счетов поддерживается Министерством финансов, депутатами, Советом Федераций. Оппоненты указывают на то, что граждане не будут пополнять счет из личных средств, и дефицит бюджета только увеличится. Однако предложенная система позволит вывести из тени неофициальные платежи, которые по статистике 2016 г. составили 150 миллиардов руб.

Всероссийский союз страховщиков отправил предложения по реформированию обязательного медстрахования в Министерства, ФОМС и Центробанк. Концепция содержит новые требования к СМО и условия лицензирования, предусматривает эволюционирование бюджетно-страховой модели в страховую, а также передачу страховым медорганизациям рисков системы ОМС.

Заключение

Единого варианта реформирования системы обязательного медстрахования нет. На уровне государства идет завершение ранее начатых проектов и внедрение новой информационной системы. Отдельные специалисты предлагают свои варианты, но без поддержки власти их реализация невозможна.

Советуем почитать: Ситуация в системе здравоохранения в России
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще