Наверх

История финансирования здравоохранения в России

Решение проблем, связанных с финансированием системы здравоохранения, всегда было одним из важнейших направлений социальной политики СССР и правительства Российской Федерации. Какими были особенности финансирования государства на разных этапах его развития (при СССР, в постсоветское время, в современной России)? Что и в какой момент выступало источниками финансирования бюджета? Какой была структура расходов в разные периоды? Ответим на эти и другие вопросы в данной статье.

Особенности финансирования здравоохранения в РФ и СССР

Основным источником поступления финансов как в СССР, так и в РФ был консолидированный бюджет, который по сей день формируют федеральный, региональные и местные бюджеты. Средства используются согласно решениям, принятыми распорядителями и получателями финансов. Порядок финансирования организаций определяет их подчиненность:

  1. Федерального подчинения — из федерального бюджета.
  2. Регионального подчинения — из бюджета субъекта РФ.
  3. Городского подчинения — из бюджета городского округа.
  4. Районного подчинения — из бюджета муниципального района.

Согласно Бюджетному кодексу организации могут получать дополнительное финансирование от бюджетов ведомств высших уровней. Размеры поступлений в бюджет Министерство финансов определяет по итогам переговоров уполномоченных финансовых структур с органами управления здравоохранения соответствующего уровня, учитывая предыдущий опыт и актуальные потребности. Федеральный бюджет принимается на 3 года, но, согласно Бюджетному кодексу РФ, на уровне субъектов могут принимать его только на 1 год.

Административное деление РФ изменило принципы формирования бюджетов субъектов. В середине 90-х годов ХХ века доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете составила 1,3%, а в бюджетах субъектов – 15,3%. При этом доля финансирования в бюджетах разных субъектов существенно отличалась: если в Белгородской области эта доля достигала 21%, то в Кемеровской была всего 14%. Подобная диспропорция сохраняется и в 2017 году.

Доля прямых расходов населения СССР на медицинское обслуживание была ниже, чем в РФ. Несмотря на это, утверждать, что уровень соцзащиты в СССР был выше, чем в других странах нельзя, так как прямые платежи населения сохранялись на протяжении всего периода существования СССР. Кроме того, в период с 1940 по 1991 год наблюдалось поэтапное снижение доли расходов на здравоохранение в структуре расходов общественных фондов потребления с 22% до 14,2%. После образования РФ начался процесс диверсификации поступлений в бюджет учреждений здравоохранения. На данном этапе увеличилось число организаций, получающих финансирование не через Министерство здравоохранения РФ.

Источники финансирования здравоохранения в РФ и СССР

В финансировании системы здравоохранения принимают участие бюджеты всех уровней, граждане, международные организации и средства, вырученные в результате медицинского страхования. Наполнение бюджетов происходит за счет уплаты налогов всеми хозяйствующими субъектами РФ (на прибыль, добавленную стоимость, размещения внутреннего займа, лотерей и подоходного налогов).

История финансирования здравоохранения в России

В СССР потребности системы здравоохранения удовлетворялись за счет средств государства, профсоюзов, колхозов и предприятий. В силу постепенного сокращения расходов на здравоохранение (12,31% бюджета в 1970 г. и 9,12% в 1987г.), поддерживать приемлемый уровень финансирования удавалось за счет хозяйствующих объектов.

Структура и размеры расходов на здравоохранение

После реформы народного хозяйства, проведенной в СССР в 1980-х годах, финансирование здравоохранения подчинялось жесткому регламенту. Около 65% выделенных средств расходовались на больничную помощь, а остальное на другие виды. В СССР показатель ВВП не использовался до 1988 года (учитывался только национальный доход), что создает трудности при сопоставлении с современными показателями расходов бюджета РФ на здравоохранение. В таблице ниже отражены процентные показатели ВВП после распада СССР вплоть до 1999 года.

Таблица — Динамика изменений структуры расходов на здравоохранение в 1992-1999 гг, %
Статья расходов
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
Консолидированный бюджет
2,6
3,35
3,13
2,51
2,24
3,8
3,1
3,0
Федеральный бюджет
0,47
0,35
0,37
0,24
0,27
0,4
0,2
0,2
Территориальный бюджет
2,13
3,0
2,76
2,27
1,97
2,4
1,9
1,8
Фонды ОМС

0,42
0,96
0,9
0,89
0,95
0,95
0,93
Свободный бюджет
2,6
3,77
4,08
3,41
3,13
4,75
4,05
3,93
Другие источники
0,93
0,69
0,46
0,41
0,46



Источник: В.Ю. Семенов. Экономика здравоохранения: Учебное пособие. — М.: «Медицинское информационное агентство», 2006. — 472 с.

Постепенный рост доли расходов на здравоохранение от начала до середины 90-х годов был связан с введением системы обязательного медицинского страхования, что повлияло на количество средств, выделяемых из бюджета на ОМС. Реформа медицинского страхования также изменила структуру расходов на фонд заработной платы, значительно увеличив затраты на начисления работникам и хозяйственную деятельность. Разразившийся экономический кризис во второй половине 90-х привел к сокращению экономики и расходов на здравоохранение в бюджетах всех уровней.

После начала нового тысячелетия и стремительного роста цен на нефть расходы на здравоохранение выросли, достигнув отметки 5,4% ВВП, но из-за кризиса этот показатель упал до 4,8% ВВП. С другой стороны, средний показатель реальных расходов на душу населения увеличился с 96$ до 568$. Доля общественных расходов выросла преимущественно за счет ОМС. В абсолютном выражении увеличение общих расходов на здравоохранение было связано с действием программы «Здоровье».

Платные услуги в финансовой структуре здравоохранения

В 2017 году платными считаются услуги, которые оплачиваются за счет граждан, работодателей или других источников на основании договоров. Платные услуги могут быть оказаны в разных объемах (полном и частичном). Начиная с 2005 г. и до 2008 наблюдалось постепенное увеличение доли платных услуг со 109,8 млрд р. до 208,1. млрд р. Принципиальным новшеством в законодательстве РФ было разрешение на оказание платных услуг медучреждениями в следующих случаях:

  • Если объемы медицинских услуг превышают размеры, оговоренные законодательством;
  • Если пациент требует сохранения анонимности (кроме случаев, указанных в законодательстве);
  • Если медицинские услуги оказываются иностранцам;
  • В случае обращения граждан по собственной инициативе без выполнения всех требований законодательства к оформлению процедуры оказания медицинской помощи.

Если пациент отказывается от платных услуг, то это не может стать основанием для уменьшения гарантированных государством объемов и видов помощи. Что касается медпомощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам, то они гарантированно должны получать скорую и неотложную медицинскую помощь. Плановая же оказывается в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ.

Теневые платежи в сфере здравоохранения

Официальные данные о платных услугах, оказанных в медучреждениях, позволяют рассчитать расходы граждан на уровне 1,5%, что значительно меньше реального показателя. По мнению экспертов, реальный рынок частных медицинских услуг достигает уровня 15%-30% от общего количества расходов на здравоохранение. По приблизительным оценкам только за период 2005-2008 годов оборот средств теневой медицинской экономики увеличился приблизительно вдвое с 77 млрд р. до 140 млрд р. В первую очередь, эксперты связывают рост объемов теневой экономики с увеличением цен на платные медицинские услуги.

Заключение

Система финансирования здравоохранения в России за несколько десятков лет прошла длинный путь реформ и оптимизации расходов. Реформа здравоохранения, проведенная Правительством РФ, позволила сократить расходы бюджета путем создания механизмов социальной защиты, выраженных в медицинском страховании граждан.

Советуем почитать: Финансовый механизм обязательного медицинского страхования (ОМС) и пути его усовершенствования
Рейтинг: 5/5 (1 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще