Досудебный порядок защиты прав пациента
Врачебная практика неизменно сопровождается возникновением спорных ситуаций, суть которых, как правило, сводится к неудовлетворенности пациентом результатами полученной медицинской помощи. Задавшись целью восстановить справедливость, пациент в этой ситуации пытается найти наиболее приемлемый и целесообразный способ урегулировать конфликт. Не всегда следует сразу подавать в суд на доктора, поскольку существует определенный порядок досудебной защиты прав пациента.
Что из себя представляет досудебный порядок защиты прав пациента и в чем его особенности? Какие инструменты по защите своих прав в досудебном порядке есть у пациента или его представителя? В какие органы имеет право обращаться пациент в досудебном порядке и какие документы составлять? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Варианты разрешения конфликта
Пациентам рекомендуется внимательно относиться к соблюдению всех формальностей и сохранять документы, полученные от медицинской организации в процессе оказания ему медицинской помощи и получения медицинских услуг. Наличие всех документов значительно облегчает задачу защиты нарушенных прав в сфере здравоохранения. Разрешить спорную ситуацию между сторонами конфликта можно в:
- Административном;
- Досудебном;
- Судебном порядке.
Административный порядок предусматривает обращение с жалобой в вышестоящие органы, досудебный – предъявление претензии медучреждению, судебный – подачу искового заявления в суд. Любой юрист подтвердит, что избежать по возможности судебного разбирательства выгодно как с моральной, так и с материальной точки зрения. Попадая в больницу, гражданину достаточно сложно быть тактичным и рациональным: физические страдания усугубляются всевозможными тревожными ожиданиями, человек попадает в стресс и полную зависимость от лечащего врача. Пациент вручает доктору свое здоровье, и если что-то идет не так, возникает естественное желание получить сатисфакцию. Особенно, если лечение было платным и дорогостоящим.
Как получить возмещение ущерба и сохранить при этом лицо? Разумеется, в первую очередь – путем переговоров. Проще всего подойти к доктору и попытаться объяснить свою ситуацию, не переводя дело в юридическую плоскость. Подавляющее большинство врачей идут в этом случае навстречу гражданину, т. к. тоже заинтересовано в мирном урегулировании вопроса. Если все же пациент не нашел понимания со стороны лечащего врача, можно обратиться к администрации или главврачу.
Составление претензии
Официальная претензия оформляется, как правило, если на уровне межличностного общения между пациентом и врачом спорную ситуацию разрешить не удалось. Для правильного составления претензии гражданин, получавший лечение, может воспользоваться услугами юриста. Оформляя документ, пациент может рассчитывать на возмещение:
- Морального ущерба;
- Ущерба, нанесенного жизни или здоровью пациента;
- Вреда, связанного с утратой кормильца;
- Денежных средств, потраченных на лечение.
Если гражданин считает, что в результате обращения в медучреждение были нарушены его права относительно получения качественного медицинского обслуживания, он в письменной форме предлагает лечебному заведению компенсировать нанесенный ущерб, минуя судебные тяжбы. Текст претензии должен содержать информацию о пациенте и медучреждении, описание обстоятельств, послуживших поводом к написанию документа, а также четко изложенную суть предъявляемых требований. К претензии могут прилагаться копии подтверждающих документов. Пакет бумаг отправляется заказным письмом или вручается лично.
В течение 30 дней после получения претензии, администрация медучреждения должна каким-либо образом на него отреагировать, т. е. принять решение о полном или частичном возмещении ущерба или же об отказе выполнять требования заявителя. Разумеется, отказ должен быть аргументирован. В любом случае ответ оформляется в письменном виде, визируется руководителем или его заместителем. Если принято решение о компенсации затрат, должна быть указана сумма и сроки выполнения обязательств.
Куда ещё обратиться с целью досудебной защиты?
Досудебный порядок защиты прав пациента – урегулирование отношений между медицинской организацией и пациентом вне стен суда и вне рамок судебного разбирательства, но помимо претензии медучреждению пациент может воспользоваться и другими инструментами досудебной защиты своих прав. Полномочиями защиты прав пациентов в России наделены:
- Исполнительная и законодательная власть;
- Управление здравоохранением;
- Территориальные фонды ОМС;
- СМО – страховые медорганизации;
- Лицензионно-аккредитационные и межведомственные комиссии;
- Отдел по вопросам здравоохранения и защиты прав пациентов при уполномоченном по правам человека в РФ;
- Комитет по этике;
- Третейский суд;
- Попечительский совет;
- Общество по защите прав потребителей;
- Профессиональные сообщества фармацевтов и медиков.
Обращение в вышеперечисленные органы и общественные организации является бесплатным и нет необходимости в применении специальных знаний (жалоба или заявление составляются в свободной форме). К недостаткам следует отнести низкую заинтересованность в признании нарушений и отсутствие механизма принудительной реализации принятого решения с участием самого пациента. Также нельзя не упомянуть про перегруженность органов надзора.
Пациенту на заметку
Чтобы отказать гражданину в медицинской помощи, медучреждение должно иметь чрезвычайно вескую причину. Получив отказ, крайне важно потребовать от доктора соответствующую справку, которая впоследствии будет основанием для предъявления претензии. Если с пациента требуют деньги за оказанную услугу, следует сохранить все чеки и впоследствии уточнить, является ли данная услуга платной, т. к. в первый момент разбираться с этим, как правило, некогда. Если между пациентом и медучреждением подписан договор об оказании медицинских услуг, в котором закреплены права и обязанности сторон, это может намного упростить процедуру разрешения вероятных конфликтов.
Заключение
Защитить свои права потребителя медуслуг пациент может в досудебном порядке. Для этого ему необходимо составить письменную претензию к медучреждению (или к конкретному специалисту) и вместе с доказательной базой (результатами анализов, договором на оказание услуг и т.д.) отправить или лично передать в медорганизацию. Такую претензию обязаны будут рассмотреть в течение месяца и дать ответ в письменной форме.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Целью оказания медицинской помощи является достижение определенного результата. Если же в полной мере достигнуть его не удалось либо пациент вовсе не ...
-
По своей сути область здравоохранения относится к сфере услуг (хоть и имеет ярко выраженный социальный характер), а значит в ней, как и в других отрас ...
-
При возникновении претензий к учреждению здравоохранения пациент может воспользоваться различными инструментами для защиты своих прав – например, пода ...
-
Если гражданин обратился в медицинское учреждение по полису ОМС и столкнулся с ситуацией, в которой были нарушены его права, необходимо незамедлительн ...