Как и куда подать жалобу пациенту при нарушении его прав
При возникновении претензий к учреждению здравоохранения пациент может воспользоваться различными инструментами для защиты своих прав – например, подать жалобу на медицинскую организацию в один из государственных органов контроля. Каким образом составляется подобная жалоба, куда направляется и как рассматривается? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.
Анализ статистики
В последние годы наблюдается активный рост количества претензий от пациентов на медицинские организации. Например, по данным Росздравнадзора в 2014 году число обращений граждан увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 2013. В последующие годы эта тенденция сохранилась. Основная причина подобной активности граждан – повышение уровня правосознания населения.
В то же время много проблем еще остается. Особенно показательна ситуация с бесплатной медицинской помощью (оказываемой в рамках системы ОМС). Поскольку напрямую никаких расходов от пациента не требуется (ведь лечение финансируется за счет взносов работодателей), граждане не ощущают себя полноценными клиентами клиники, не осознают своих прав и стесняются жаловаться (тем более когда претензии не очень существенные). Но как уже было сказано, ситуация постепенно меняется и с каждым годом жалоб становится все больше и больше. При этом многие до сих пор боятся судиться с медицинскими учреждениями, предпочитая решать споры в досудебном порядке, соглашаясь на компенсации, даже в тех случаях, если их размер меньше ожидаемого. Это связано как с недоверием граждан к судебной системе в целом, так и с нежеланием тратить время и деньги на судебные разбирательства.
Не все реагируют на подобные тенденции адекватно. Известны примеры, когда в некоторых клиниках перед оказанием пациенту медицинской помощи их заставляли подписывать огромное количество бумаг и документов, в которых содержались предупреждения о всевозможных рисках и последствиях.
Наиболее распространенные виды нарушения прав пациентов
Закон РФ предусматривает два вида порядка защиты прав пациентов: досудебный (направление досудебной претензии в адрес ответчика) и судебный (подача в суд искового заявления). Право пациента подать жалобу на медицинскую организацию гарантировано множеством нормативных актов, к самым главным из которых можно причислить:
- Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (в статьях закона обозначены многочисленные права пациентов, а также подчеркивается тот факт, что учреждения здравоохранения и его работники несут ответственность за нарушение этих прав);
- Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (акцент делается на то, что пациент это потребитель медицинских услуг, а значит, все статьи данного закона, обеспечивающие защиту интересов клиента, распространяются, в том числе и на него).
В 2016 году сотрудники Межрегионального союза медицинских страховщиков составили рейтинг самых нарушаемых прав пациентов (на основе официально зарегистрированных жалоб от граждан, признанных обоснованными). В этот рейтинг вошли следующие моменты:
- Требование оплаты лекарственных средств и препаратов, которые согласно закону должны предоставляться бесплатно;
- Нарушение врачебной тайны и другие претензии этического характера (хамство, оскорбления со стороны персонала клиник и т.п.);
- Махинации, связанные с выдачей полиса ОМС;
- Отказ в предоставлении медицинской помощи;
- Навязывание платных услуг и сбор денег за элементарные процедуры, уже включенные в программу ОМС;
- Жалобы на качество медицинской помощи;
- Нарушение прав граждан на самостоятельный выбор медицинской организации (людям необоснованно отказывали в прикреплении к поликлинике по месту жительства и т.п.);
- Претензии к организационной части работы учреждений здравоохранения (несоблюдение установленных сроков оказания медицинских услуг, бюрократическая волокита и т.д.).
Из всех перечисленных нарушений, пожалуй, наиболее распространенным является отказ оказывать помощь гражданам, проживающим в другом городе и обратившимся в больницу не по месту прописки. Данные действия являются неправомерными, поскольку полис дает гражданину право на получение медпомощи в любом уголке России.
Как составить жалобу и куда подать?
Поскольку жалобы на медицинские организации рассматриваются в различных государственных органах, к их содержанию предъявляются базовые требования, установленные федеральным законом №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Документ в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:
- Указание органа, в который направляется жалоба.
- Наименование учреждения здравоохранения, его адрес.
- Почтовый адрес автора претензии и его ФИО. Туда будет направлен официальный ответ либо придет уведомление о переадресации обращения. Ответ на анонимные запросы не дается
- Основной текст жалобы. В нем подробно описываются обстоятельства инцидента, в результате которого были нарушены права пациента. При необходимости также прикрепляются документы, подтверждающие вышеизложенные сведения.
- Дата и подпись лица, обратившегося с жалобой.
Образец жалобы на госучреждение и образец жалобы на частную клинику имеют много общих, схожих граф, однако в последнем необходимо прописать в обязательном порядке номер договора на платное оказание услуг и отметить те пункты документа, которые были нарушены специалистами клиники.
Пациент может обратиться для защиты своих прав в несколько органов, компетентных рассматривать подобные заявления. Если вопрос удастся решить на месте, обращаться в вышестоящую инстанцию уже не придется (конечно, когда дело не идет об уголовной ответственности). Список таких государственных органов достаточно широк:
- Росздравнадзор (специальная служба федерального уровня, занимающаяся контролем отрасли здравоохранения и соц. развития);
- Роспотребнадзор (выполняет те же функции, что и организация выше, но уже в сфере защиты прав потребителя);
- Местные органы исполнительной власти, а именно отделы, лицензирующие медицинскую деятельность (например, Департамент здравоохранения г. Москвы);
- Прокуратура (в случае если речь идет о серьезных нарушениях – мошенничество, причинение вреда здоровью и т.д.);
- Другие органы (страховая компания, в которой был получен полис ОМС).
Руководству ЛПУ, а также в Минздрав и Роспотребнадзор подается жалоба на недобросовестного врача, в полицию и прокуратуру следует относить заявление, а в суд подавать иск. На страже прав пациента стоят и многочисленные общественные группы и объединения (например, различные этические комиссии и комитеты).
Порядок и сроки рассмотрения жалоб
Нарушение прав пациента, повлекшее за собой причинение вреда его жизни и здоровью, предполагает привлечение виновного медицинского работника или организации к ответственности. Все тот же Федеральный закон №59 регламентирует и порядок рассмотрения жалоб в контролирующие органы. В основе лежит следующий алгоритм действий:
- Регистрация обращения в течение 3 дней с момента его поступления с присвоением идентификационного номера.
- Перенаправление документа в нужное государственное учреждение, если полученная претензия не относится к компетенции органа, в который она была отправлена, пациенту приходит соответствующее уведомление.
- Рассмотрение жалобы (осуществление целого комплекса проверочных мероприятий – анализ документации, проверка медицинской организации и т.п.).
- Принятие мер для защиты нарушенных прав, если по итогу рассмотрения выясняется, что претензия гражданина обоснована.
- Направление письменного ответа автору обращения, где подробно описываются результаты проверки и предпринятые органом контроля меры воздействия.
Ответ на запрос пациента должен быть дан в течение 30 дней (отсчет ведется с момента регистрации жалобы). В исключительных ситуациях этот срок могут продлить на период еще в 30 дней (при условии обязательного уведомления лица, направившего претензию).
Возможные результаты
Если в ходе рассмотрения обращения жалоба пациента подтвердится, то контролирующие органы обязаны как-то отреагировать. Во-первых, может быть выдано предписание медицинской организации с указанием устранить нарушения и обозначением сроков проведения повторной проверки. Во-вторых, возможно приостановление работы учреждения здравоохранения (когда выявленные нарушения могут стать потенциальной причиной нанесения вреда жизни и здоровью граждан). В том случае, если поводом для жалобы являются неправомерные действия конкретных лиц – принимаются меры по привлечению данных лиц к ответственности (начиная от административной и заканчивая уголовной). Кроме того, орган контроля имеет право на подачу искового заявления в суд для защиты интересов пострадавшего гражданина (когда разбирательства связаны с выплатой материального возмещения или компенсацией морального ущерба).
Заключение
За последние несколько лет возросло число жалоб на медицинские учреждения от недовольных пациентов. Чаще всего жалобы подаются из-за нарушения прав пациента, нарушения врачебной тайны, неудовлетворительного уровня оказываемых услуг. Решение по жалобе выносят органы контроля в 30-дневный срок.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Достаточно распространенной ситуацией в медицинской практике является конфликт интересов пациента и врача: больной ожидает видимого результата от полу ...
-
Врачебная практика неизменно сопровождается возникновением спорных ситуаций, суть которых, как правило, сводится к неудовлетворенности пациентом резул ...
-
Наиболее безболезненный способ разрешения конфликтных ситуаций, возникших в результате обращения пациента к врачу – это досудебное урегулирование. В э ...
-
В том случае, когда пациенту и медицинскому учреждению не удалось урегулировать конфликтную ситуацию, не прибегая к судебной тяжбе, пострадавшая сторо ...