Наверх

Право пациента на своевременную медицинскую помощь

Своевременность получения медицинской помощи является одним из главных показателей качества оценки медуслуг. И это не удивительно, ведь чем дольше длится болезнь, тем выше вероятность осложнений и неблагоприятных исходов лечения. Что подразумевают по своевременной медицинской помощью и как происходит ее оценка? Каковы особенности права потребителя на соблюдение сроков оказания медуслуг? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Что такое своевременная медицинская помощь?

Своевременная медпомощь является таким видом помощи, который осуществляется тогда, когда в этом возникла острая необходимость, без уменьшения времени ожидания. Закон «Об охране здоровья...» содержит много положений, требующих выполнения тех или иных операций своевременно. Так вовремя нужно:

  • Квалифицированно обследовать и лечить больного (п. 2 ст. 70);
  • Предоставлять информацию о состоянии здоровья и ходе лечения;
  • Приглашать специалистов и созывать консилиум врачей;
  • Предоставлять гражданам информацию о факторах окружающей среды, как способствующих охране здоровья, так и вредящих ему (ст. 23);
  • Выявлять профзаболевания у работников, работающих в неблагоприятных условиях (ст. 24);
  • Оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях (п. 2 ст. 41), ликвидировать очаги эпидемии, создавать медицинские запасы, обучать население оказанию медпомощи в чрезвычайных ситуациях;
  • Проводить профосмотры для выявления патологий, болезней и факторов риска, их вызывающих, в том числе выявлять факты употребления наркотиков и психотропов (п. 3 ст 41);
  • Осуществлять медосмотры работающих и учащихся;
  • Выявлять обострения, осложнения у хронических больных (п. 5 ст. 41).

Законодательно ни в одном нормативном акте не указано наличие права пациента на получение такой помощи, однако такая помощь является одним из важнейших критериев оценки качества действий медицинского персонала, врачей, работников медучреждений.

Само понятие своевременности в законе не разъяснено, что предполагает обычный подход к этому термину.  Так, в словаре Ожегова «своевременный» означает осуществляемый в свое время, нужный, кстати. Ефремова Т.Ф. дополняет это определение, как совершающийся в надлежащее, назначенное время.

Таким образом, можно выделить два критерия своевременности медпомощи — услуги оказываются в то время, когда они необходимы, а назначенные услуги проводятся в оговоренное время. От уровня осуществления данных мероприятий полностью зависит оценка качества.

Своевременность как показатель качества медицинской помощи

Проведение лечения, а также осуществление иных медицинских манипуляций в тот момент, когда это требуется, является неотъемлемой составляющей права на здоровье человека. Пункт 10 статьи 2 закона № 323-ФЗ определяет качество медпомощи как совокупность характеристик, показывающих:

  • Своевременность медуслуг;
  • Правильный выбор методов на всех этапах лечения;
  • Получения требуемых результатов.

Не вовремя оказанная помощь считается низкокачественной, даже если терапия проведена правильно и пациент выздоровел. Поэтому для экспертизы или оценки медицинских услуг в первую очередь проверяется насколько своевременно предоставлена медицинская помощь. Контроль за качеством лечения, диагностических процедур и профилактикой заболеваний осуществляется на федеральном, ведомственном и местном уровне. Лечебные и оздоровительные организации проводят внутренний аудит медицинской помощи.

Сроки предоставления медицинской помощи

Согласно закону «О защите прав потребителей» услуги клиентам должны представляться в сроки, предусмотренные правилами оказания услуг или договором на их выполнение (п. 1 ст. 27). В отношении обслуживания по ДМС Правительством РФ разработаны Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Субъекты РФ разрабатывают аналогичные документы на региональном уровне. Но эти акты не содержат конкретных периодов предоставления медпомощи, а определяют договорное регулирование платных услуг. Медицинские учреждения могут устанавливать сроки проведения мероприятий по ДМС внутренними документами.

Для бесплатной медицины оперируют понятием время ожидания получения медуслуг. Мероприятия в рамках ОМС регламентируются Программой государственных гарантий и актами субъектов РФ. Так, федеральной Программой на 2017 год установлены следующие предельные сроки ожидания:

  • Приезд скорой помощи в течение 20 минут после вызова;
  • Неотложная помощь должна быть оказана не дольше, чем через 2 часа с момента обращения в поликлинику или больницу;
  • Прием врачами-терапевтами в день обращения, не больше 24 часов;
  • Диагностика специализированным инструментом или в лабораториях должна проводиться не дольше 14 дней;
  • Консультация специалистов должна осуществляться  в течение 2 недель;
  • Специализированное лечение должно проводиться не дольше 30 дней.

Невыполнение указанных сроков является прямым нарушение прав пациентов, за которое медорганизации несут ответственность. При этом территориальные власти могут уменьшить сроки ожидания медицинской помощи.

Экспертиза медицинских услуг

Контроль деятельности учреждений по программам обязательной медицины проводится согласно закону № 326-ФЗ от 29.11.10. и Приказу ФФОМС от 01.12.10. Одной из форм контроля является экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП). Различают плановые и целевые ЭКМП. Целевые экспертизы назначают:

  • По жалобам пациентов или их представителей;
  • После смерти больных;
  • При назначении инвалидности трудоспособным гражданам;
  • При осложнениях заболеваний и инфицировании пациентов внутри лечебного учреждения.

При проверке качества услуг в первую очередь проверяется своевременность оказания медицинской помощи. При обнаружении дефектов медпомощи, в частности, оказания услуг позже установленных сроков, организация несет ответственность в виде неоплаты счетов страховой организацией, штрафов и возмещения вреда застрахованному лицу.

До июня 2017 года экспертиза медицинских услуг проводилась только по программам ОМС. С 11.06.17 в действие вступил приказ Росгосздравнадзора № 226н от 16.05.17. Он распространил проведения экспертизы медицинских услуг и на добровольное медицинское страхование. Проверки проводятся в рамках государственных и ведомственных контролирующих мероприятий за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья.

Право на своевременную медицинскую помощь

Методология проведения экспертизы основывается на определении соответствия оказания помощи критериям качества. С 01.07.17 введены новые критерии оценки качества медуслуг (Приказ Минздрава № 203н от 10.05.17). При проведении экспертизы оценивается своевременность, правильность и достижение результата лечения больных. Если выявлены дефекты, оцениваются их негативные последствия и лица, ответственные за нарушения. Результаты ЭКСМП, а также экспертные заключения могут быть использованы застрахованными гражданами при защите своих интересов в судебном порядке.

Права пациентов при нарушении сроков оказания медуслуг

Больницы, поликлиники и другие лечебные учреждения несут ответственность перед пациентом за соблюдение сроков предоставления медицинской помощи. Услуги должны оказываться своевременно на всех этапах их получения:

  1. Проведении опроса пациентов и сборе анамнеза.
  2. Диагностике.
  3. Лечении.
  4. Профилактических мероприятиях.

Оцениваться должны не только нарушения сроков, но и последствия таких действий. Закон «О защите прав потребителей» позволяет гражданам полностью возместить убытки, полученные в результате нарушений, а также получить преференции предусмотренные ст. 28 — не оплачивать услуги или снизить цену на них, взыскать неустойку, пени и моральный ущерб.

Заключение

Любой гражданин имеет право на получение своевременной медицинской помощи, о чем говорится в нескольких законодательных актах РФ. В случае нарушения сроков оказания медуслуг пациент вправе обратиться с претензией и требованием о взыскании неустойки или возмещении морального вреда.

Советуем почитать: Право пациента на врачебную тайну
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще