Наверх

Гарантии пациенту со стороны медицинской организации

В современном обществе предоставление гарантий потребителю со стороны поставщика дает возможность защитить свои права в случае получения некачественных услуг или бракованного товара. Однако в медицине гарантии включают не только критерии качества, а подразумевают под собой более широкое значение. Обязана ли медицинская организация предоставлять пациенту гарантии при оказании медуслуг? Каков перечень гарантий пациенту со стороны медицинской организации? Существует ли гарантийный срок на медицинские услуги? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Государственные гарантии

Если рассматривать лечебные учреждения, как компонент системы ОМС, в первую очередь нужно говорить не о качестве оздоровительных услуг, а об обязанности их предоставления. Государство обязуется охранять здоровье граждан и предоставлять медицинскую помощь. Право граждан на получение врачебной помощи и оздоровительные мероприятия закреплено в статье 41 Конституции РФ, а также в статьях 18, 19 закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (323-ФЗ). Исполнение государственных гарантий обеспечивается:

  • Получением финансирования лечебных учреждений из разных источников — бюджета, взносов работодателей, прочих доходов;
  • Предоставлением бесплатных услуг клиниками и лечебными учреждениями;
  • Государственным контролем за деятельностью медперсонала, страховых компаний и лечебных организаций;
  • Финансированием госпрограмм по оздоровлению граждан РФ, развитию отрасли здравоохранения, поощрению деятельности, направленной на укрепление здоровья;
  • Ответственностью федеральных и местных чиновников, а также руководства организаций здравоохранения за соблюдением прав граждан.

Применительно к конкретной лечебной организации государственные гарантии представляют собой запрет на отказ в медицинской помощи и предоставление бесплатных услуг в заданном объеме и согласно утвержденным стандартам. Государственные гарантии не распространяются на частные клиники.

Бесплатная медицинская помощь

Право на бесплатную медицинскую помощь является одним из важнейших юридических аспектов в российском законодательстве. Медпомощь, оказываемая учреждениями здравоохранения на безвозмездной основе, согласно ст. 80 закона №323-ФЗ состоит из:

  • Первичных медицинских и санитарных услуг;
  • Специализированных медуслуг, включая высокотехнологичные;
  • Скорой помощи;
  • Паллиативных услуг для тяжелобольных людей.

Бесплатная помощь предоставляется через систему ОМС. Объем гарантированных услуг здравоохранения устанавливается на федеральном и территориальном уровне. Каждый гражданин может получить медпомощь в базовом объеме на всей российской территории и услуги, предусмотренные программой ОМС субъекта РФ в регионе получения полиса. Бесплатное лечение обеспечивает граждан безвозмездно лекарствами и препаратами из Перечня, утвержденного Правительством РФ (закон № 61-ФЗ от 12.04.10). Кроме лекарств и услуг, пациенты не платят:

  • За помещение больных в стационары по медицинским показаниям, включая, размещение в боксах;
  • За создание условий для лечения в стационарных условиях — обеспечение спальными местами, питание больных, размещение матери или отца ребенка до 4 лет, и старше, если это требуется по врачебным показаниям;
  • За транспортные услуги по сопровождению больных к месту диагностики.

Страховые компании и лечебные организации, а также уполномоченные государственные и местные органы обязаны предоставлять гражданам полную информацию об их правах и обязанностях.

Гарантии на лекарства и медикаменты

При оказании помощи как по госпрограмме, так и в системе ДМС, больные нуждаются в лекарственных препаратах и средствах, обеспечивающих их выздоровление или достижение иной цели. Использование непроверенных медикаментов не только не принесет облегчения, но и может нанести значительный ущерб здоровью пациентов. Поэтому государство предоставляет гарантии по качеству распространяемых медикаментозных средств.

Федеральные органы проверяют качество и безопасность лекарств, контролируют их производство, хранение, реализацию, рекламу. Оборот средств и препаратов медицинского назначения регулируется законом № 61-ФЗ от 12.04.10. Законодательный акт предусматривает:

  • Сертификацию лекарственных средств;
  • Контроль за проведением клинических испытаний;
  • Выдачу лицензий компаниям, производящим лекарственные препараты;
  • Лицензирование фармакологической деятельности;
  • Государственную регистрацию медикаментов и лекарств;
  • Проведение экспертизы лечебных средств;
  • Маркировку препаратов и другие контролирующие процедуры.

Эти действия призваны обеспечить население безопасными и эффективными медикаментами. Дополняет ФЗ-61 закон «О защите прав потребителей». Он обязывает производителей лекарств определять срок годности для препаратов. По истечении срока годности медицинские средства и препараты запрещено реализовывать и принимать.

Гарантии качества медуслуг

Оценка качества оказываемой медицинской помощи служит одним из критериев эффективности внедрения различных инновационных процессов. Соответственно, необходима разработка четкой системы оценки качества медицинской помощи, что достаточно сложно. В России определение качества медицинской помощи дано в законе № 323-ФЗ. ВОЗ также выделяет критерии качественной медпомощи и рекомендует их соблюдать.

Качественной должна считаться медицинская помощь, соответствующая стандартам медицинских технологий, при отсутствии осложнений, возникших в результате лечения, при достижении удовлетворенности пациента. Качество помощи определяется квалификацией врача, оптимальностью использования ресурсов, удовлетворенностью пациента от его взаимодействия с системой оказания помощи.

В РФ с 01 июля 2017 года введены в действие новые критерии оценки качества медуслуг (Приказ Минздрава от 10.05.17 № 203н). Они оценивают своевременность оказания услуг, правильность выбора методов оказания медпомощи и степень достижения цели. Критерии эффективность медицинской помощи разделены по группам заболеваний. Это новый подход к оценке качества услуг здравоохранения. Однако, как отмечают специалисты, несмотря на некоторые новации, оценка медицинской помощи направлена на проверку правильности заполнения документации и быстроту первичного осмотра, а не на проверку правильности лечения и достижение нужного результата.

Ответственность организаций

Законы РФ предусматривают ответственность лечебных и оздоровительных организаций за несоблюдение гарантий, предусмотренных актами государства, субъектов РФ, договоров с пациентами. П. 9 ч. 5 ст. 19 закона № 323-ФЗ дает пациенту право возмещать вред, причиненный его здоровью при получении врачебной помощи и других услуг. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается лечебными учреждениями в полном объеме.

Гарантии пациенту

Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 предусматривает презумпцию вины причинителя вреда, который должен доказывать отсутствия своей вины. Пациент лишь доказывает факт увечья или иного вреда здоровью, а также то, что медорганизация является источником полученного повреждения. Помимо вреда, полученного в результате некачественной медицинской помощи, пациент имеет право на возмещение морального вреда (ст. 15 закона «О защите прав потребителей).

Гарантийный срок на медицинские услуги

Определение гарантийного срока на оказанную медицинскую помощь не является обязательным. В соответствии п. 6 ст. 5 закона «О защите прав потребителей», производитель может устанавливать период, в течение которого потребитель имеет право на исправление недостатков или материальное возмещение, предусмотренное ст. 18 и 29 закона.

Заключение

Таким образом, медицинская организация обязана давать гарантии пациенту на качественную помощь и услуги, на своевременность их оказания и многое другое. Медорганизация может определять гарантийный период на предоставляемые услуги, но не обязана это делать. Отношения с потребителем медуслуг регулируются договором.

Советуем почитать: Права пациента в системе здравоохранения РФ
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще