Защита прав пациентов при оказании медицинских услуг по ОМС
Законодательство РФ предусматривает гарантию и защиту прав застрахованных лиц в рамках программы ОМС по всей территории РФ. Однако случаи нарушения прав пациентов со стороны медицинских учреждений на сегодняшний день не редкость. Каким образом могут нарушаться права граждан и что можно сделать в такой ситуации? Каков порядок действий защиты прав застрахованных? На эти и другие вопросы мы постараемся подробно ответить в данной статье.
Финансовые нарушения
Одним из самых распространенных нарушений, касающихся ущемления прав пациента, является требование оплаты за услуги, которые должны оказываться бесплатно. Речь идет, прежде всего, об обладателях полисов ОМС, которых зачастую заставляют оплачивать расходы, связанные с лечением. Такие действия являются грубым нарушением закона № 326 «Об ОМС в РФ». Наиболее жесткой формой подобных действий будет простой отказ от оказания медицинской помощи застрахованным пациентам, не пожелавшим платить дополнительные денежные средства. Однако настолько радикальные случаи встречаются весьма редко, и зачастую требования приобретают следующую форму:
- Просят произвести оплату за какую-либо отдельную процедуру, которая входит в базовую программу ОМС;
- Просят самостоятельно купить лекарства в период стационарного лечения;
- Предлагают заключить договор о добровольном страховании якобы для получения лечения лучшего качества.
При попадании в одну из указанных выше ситуаций рекомендуется уточнить в своей страховой компании, входит ли данный случай в пакет ОМС. Если такой возможности нет либо услуга уже оплачена, нужно обязательно сохранить все квитанции и чеки, подтверждающие факт расчета, чтобы впоследствии можно было потребовать возмещения, если выплата была незаконной. Хотя в общем и целом разобраться с ситуацией лучше еще до непосредственной передачи денег, поскольку в противном случае нужно будет также доказать, что выплата не была собственной инициативой пациента.
Нарушения некоммерческого характера
Помимо финансовых махинаций существует большое количество других видов нарушения прав пациента. Это нарушения некоммерческого характера и относятся непосредственно к сфере оказания медицинских услуг, качеству обслуживания и проведения лечения в лечебно-профилактических учреждениях. К таким нарушениям относятся:
- Ничем не аргументированный отказ от предоставления медицинских услуг или предоставление таковых в неполном объеме;
- Ненадлежащий уровень качества (не соответствует установленным стандартам) при оказании помощи пациенту;
- Нарушение права самостоятельного выбора (замены) врача и лечебного учреждения;
- Отказ в возмещении ущерба, причиненного в результате некачественного оказания медицинской помощи застрахованному лицу;
- Недостаточное информирование или намеренное введение в заблуждение пациента в вопросах, касающихся его диагноза, эффективности лечения и возможных рисков;
- Разглашение конфиденциальной информации о пациенте и его болезни, составляющей врачебную тайну;
- Несоответствие режима и условий стационарного лечения санитарно-гигиеническим и другим требованиям (все они подробно регламентированы);
- Нарушение права застрахованного лица на добровольный отказ от услуг от лечения (если пациент не достиг возраста 15 лет, и подобный отказ исходит от его законных представителей, то медицинская организация может обратиться в суд, если считает, что имеет место ущемление интересов больного).
На обеспечение прав граждан на получение качественной и бесплатной медицинской помощи направлены различные виды экспертиз (медико-экономическая, экспертиза качества) и медико-экономический контроль. Именно они обеспечивают своевременную защиту прав граждан в рамках действующего законодательства.
Механизмы защиты
Защита прав пациентов может осуществляться на двух уровнях: досудебное урегулирование и непосредственно исковое заявление в суд. Первый вариант предусматривает обращение пострадавшего в один из следующих органов:
- Администрация медицинского учреждения.
- Территориальный отдел управления здравоохранением.
- Страховая компания, оформившая полис (она также отвечает за защиту прав своих клиентов).
- Территориальный фонд ОМС.
- Арбитражная экспертная комиссия – последняя инстанция, если обращение в остальные организации было проигнорировано.
Для такого обращения необходимо составить письменную претензию, в которой отразить все существующие нюансы и подробно описать обстоятельства происшествия с указанием точной суммы потраченных денег, купленных лекарств, полученных услуг. Наиболее эффективным будет составление письменной претензии, в которой указывается:
- Личные данные заявителя (ФИО, адрес и т.д.);
- Серия и номер полиса;
- Название и номер медицинской организации, допустившей нарушение.
К заявлению прикладываются все сопутствующие документы (квитанции, чеки, выписки из истории болезни и т.д.). Если результат рассмотрения не устроит гражданина, он может обжаловать его в вышестоящих инстанциях – например, обратиться в прокуратуру. После подачи заявления органами будет проведена проверка, если по ее итогам нарушений не выявят – человек вправе обратиться в суд.
Заключение
Если в ходе получения медицинской помощи или медицинских услуг будут ущемлены права пациента, то он может, согласно законодательным нормам, составить письменную претензию и направить ее в один из компетентных органов (например, в ТФОМС). Если проблема не будет решена, то пациент, неудовлетворенный качеством оказанной помощи, может обратиться в прокуратуру.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Система обязательного медицинского страхования направлена на реализацию прав граждан страны на качественное и безвозмездное получение гарантированного ...
-
В существующей системе здравоохранения пациент является основным потребителем услуг. Имеет ли он на этом основании право самостоятельно выбирать медиц ...
-
В современном обществе предоставление гарантий потребителю со стороны поставщика дает возможность защитить свои права в случае получения некачественны ...
-
Каждый гражданин РФ (после достижения определенного возраста) имеет полное право распоряжаться своим здоровьем по своему личному усмотрению. В контекс ...