Наверх

Операционные риски банка – их виды, оценка и управление

В процессе деятельности банк сталкивается с разного рода финансовыми рисками, в числе которых и операционный риск. Из всех, он является наиболее опасным, так как присущ всем процессам, связанным с деятельностью банка. В связи с этим качественная оценка и управление риском — это одна из первостепенных задач любой банковской организации. Что такое операционные банковские риски? Как происходит оценка операционного банковского риска, какие методы и инструменты для этого используются, кто проводит оценку? Как осуществляется управление операционными рисками, какие методы и инструменты используются?

Что это такое и какие виды бывают?

Операционный риск по определению Базельского комитета — это возможность потери прибыли (возможность убытка), что может быть вызвано неправильной организацией процессов внутри кредитной организации, принятием решений и совершением действий сотрудниками организации и какими-либо внешними событиями. Изначально к таким рисковым событиям относили прочие виды финансовых рисков, однако это понятие было слишком широким и не отражало сущности, поскольку включало и бизнес-риски, определение стратегии развития, позиционирование на рынке и так далее. Если смотреть в более узком смысле, то операционный риск возникает только при осуществлении финансовых операций Согласно принятой классификации есть 4 вида рисков:

  • Персональный — когда убытки появляются вследствие действий сотрудников банка (это могут быть мошеннические действия, совершенные с целью личной наживы или из желания навредить банку, а также действия, совершенные в силу профессиональной ошибки);
  • Процессуальный — когда убытки появляются вследствие ошибок, допущенных в организации процесса финансовой деятельности;
  • Системный — когда убытки появляются вследствие несовершенства технологий, применяемых в банке;
  • Внешний — когда убытки появляются вследствие изменений законодательства, политической сферы, экономической сферы, а также вследствие физического вмешательства отдельных лиц (например, при ограблении).

По уровню значимости для банка, риск может быть корпоративным, когда он касается всей организации в целом; риском единицы, когда он касается одной определенной структуры; риском подразделения, когда он касается одного, отдельно взятого филиала. Эффективность бизнес процессов определяется сопровождением таких рисковых событий, а их возникновение может быть обусловлено как внешними, так и внутренними факторами.

Существующие методы оценки

Поскольку операционные риски представляют наибольшую угрозу, банки заинтересованы в создании качественной системы их оценки и управления. Согласно Базелю II (документ, который описывает возможные способы повышения качества управления всеми рисковыми событиями, связанными с банковской деятельностью) существуют следующие способы оценки риска:

  • Подход базового индикатора — когда за основу берется средний уровень доходов за предыдущие 3 года, а величина возможных рисков составляет 15% от этой суммы. Это упрощенный способ оценки, он применяется исключительно для определения достаточности капитала;
  • Стандартизированный подход — отличается от предыдущего тем, что в данном случае оценивается не весь валовый доход в целом, а в отдельности по каждому из направлений банковской деятельности (всего выделяется 8 таких направлений). Каждому из направлений присваивается свой определенный процент риска;
  • Подход измерения — когда по каждому виду деятельности проводится оценка риска, аналогичная оценке ожидаемых потерь по кредитному риску.

Предполагается, что через несколько лет в Базель II будут внесены изменения, и все перечисленные методы оценки будут заменены новым подходом. Основное его отличие в том, что он рассчитывает возможный операционный риск одновременно на основе общих статистических данных и на основе понесенных убытков самого банка за последние несколько лет. При этом соглашение Базель II определяет операционный риск как один из самых важных, и рекомендует банкам иметь определенную сумму капитала для минимизации потерь и убытков.

Способы управления

Управление рисками необходимо для снижения общего количества убытков кредитной организации. У банка должно быть разработано 2 плана: план по минимизации шансов наступления рискового события и план действий на случай необратимости риска. В зависимости от ситуации, в оба плана периодически нужно вносить корректировки. По Базелю II предусмотрено 3 линии обороны, способствующих качественному управлению рисками:

  • 1 линия — весь персонал банка. Например, сотрудники инкассаторской службы при попытке их ограбления;
  • 2 линия — специально созданный внутри банка субъект, который организовывает всю работу, связанную с финансовыми рисками;
  • 3 линия — специально созданное подразделение, которое периодически проводит внутреннюю проверку подготовленности и эффективности двух первых линий.

Согласно международной практике в банках с хорошо развитой и продуманной системой управления финансовыми рисками, до 95% таких случаев предотвращаются еще на первой линии защиты. При этом эффективность управления операционными рисками во многом зависит от того, как организовано подразделение по борьбе с ними и от того, какие проекты и цели имеет такое подразделение. По Базелю II для создания наиболее эффективной системы управления принято использовать целый ряд методик, в число которых входит:

  • Регулярный аудит совершаемых операций;
  • Анализ имеющейся информации по операционным рисковым событиям;
  • Регулярный мониторинг КИР (ключевых индикаторов риска);
  • Оценка и анализ возможного риска отдельными подразделениями и филиалами;
  • Совершенствование бизнес-процесса путем создания новых правил;
  • Контроль соблюдения принятых в банке правил;
  • Обучение и мотивирование персонала кредитной организации;
  • Исключение человеческого фактора за счет автоматизации процессов;
  • Постоянное составление отчетности по операционным рискам;
  • Страхование от наступления операционных рисков.

Чем больше методик будет задействовано, тем больше шансов на создание качественной системы управления. Но учитывая нагрузку, которая ложится при этом на ответственных лиц, банк должен обладать обширным штатом сотрудников, отвечающих за управление рисками. Это могут себе позволить только крупные организации. Исходя из этого, наиболее уязвимыми к операционным рискам являются небольшие банки, которые не способны себе позволить содержать целый штат квалифицированных сотрудников, занимающихся только оценкой рисковых факторов и их управлением.

Заключение

Главная цель управления операционными рисками — максимально снизить убытки кредитной организации в процессе ее деятельности. На самом деле в этом должны быть заинтересованы не только банки, но также государство и общество, для которых стабильность банков — это стабильность экономики. На практике вся нагрузка по управлению кредитным риском ложится исключительно на плечи самой кредитной организации.

Советуем почитать: Страхование операционных рисков банка
Рейтинг: 5/5 (1 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще