Наверх

Автоматизация страхового бизнеса: история и практика

Автоматизация страхового бизнеса в России означает масштабное внедрение комплексных корпоративных систем. Подобные меры имеют большие перспективы в РФ, так как сфера страхования — одна из самых молодых и динамично развивающихся экономических отраслей. Довольно остро ощущается нехватка готовых решений в связи с тем, что клиентский рынок постоянно расширяется, растет внешняя и внутренняя конкуренция. Это приводит к необходимости обеспечения безопасности бизнеса и совершенствования управления. Гармоничное развитие указанных процессов возможно только при условии успешного использования информационных технологий (IT). Каковы особенности автоматизации страховых предприятий, ее история и специфика? Каков опыт России в автоматизации страхового бизнеса? Каковы ее будущие перспективы?

Актуальность проблемы

Согласно независимой экспертной оценке средняя страховая организация в России тратит на IТ в 5 раз меньше, чем аналогичная организация в Северной Америке. Около 85% расходов идет на развитие и поддержку инфраструктуры информационных технологий, 14,5% отводится автоматизации бизнес-явлений. В то же время лишь 0,5% приходится на обновление бизнес-процессов в указанной области.

Главная причина низкой заинтересованности страховщиков в IТ — большие денежные инвестиции при незначительной, на первый взгляд, окупаемости. Если взять, например, систему автоматизации магазина, то можно разглядеть весьма достойный конечный результат. Интерес к информационным технологиям резко возрос после введения ОСАГО, что привело к значительному увеличению клиентского потока и объему отчетных документов. Однако тогда на российском рынке еще не были разработаны идеальные по стоимости и функциональности программные продукты. Данный факт явился мощным стимулом к созданию собственного ПО, который будет соответствовать специфическим потребностям бизнес-сферы. К примеру, страховое общество РЕСО-Гарантия около 6 лет назад внедрило автоматизированную систему основного бизнеса, а также начала масштабный переход к новой программно-аппаратной платформе.

Специфика автоматизации страховых компаний

Важнейшим критерием успешной работы любого страхового предприятия является автоматизация бизнеса. В иных ситуациях невозможно нормальное функционирование компании без наличия соответствующего программного обеспечения (ПО). В обязанности любой страховой организации, которая дорожит своей репутацией, входит четкое ведение клиентской базы данных, сохранение входящей корреспонденции и истории телефонных переговоров.

Процесс качественной автоматизации СК начался в середине 90-х гг. прошлого века. Именно в это время происходило активное развитие страховых организаций. Были созданы небольшие программы, с помощью которого велся учет отдельный учет каждого направления страховых продуктов. На одну подсистему записывали перечень оформленных договоров страхования, на другую — сведения обработанных платежах и т.д. По этой причине у страховых организаций не было возможности оперативного получения итогов работы. На это приходилось тратить более 2 рабочих дней. К концу 1990-х была разработана и внедрена ИС, благодаря которой произошла комплексная автоматизация всех бизнес-процессов. Комплексные программы получили возможность работать в условиях распределенной среды и адаптироваться через WEB (средствами интернета). Результатом успешного применения становятся следующие моменты:

  • Значительное увеличение производительности труда работников. Данные вводимого документа отображаются во всех разделах учета, что обеспечивает оформление отчетности в требуемых разрезах. Все филиалы и отделы организации связаны через программу;
  • Оперативная обработка любых данных. Это позволяет производить любые действия в онлайн-режиме;
  • Контроль этапов бизнес-процесса;
  • Единство информационной среды. Благодаря этому возможно сопоставление параметров управленческого и бухгалтерского учета, а также принятие необходимых решений;
  • Формирование бюджета организации согласно реальной статистике прошедших периодов;
  • Мониторинг агентских продаж и контроль своевременной сдачи отчетности.

Новейшая технология «автоматизированное управление бизнес процессами» содержит компоненты технологического процесса, внедрения ИС компании и управления документооборотом. В сфере страхования она успешно применяется с целью улучшения эффективности таких критериев, как урегулирование убытков и клиентское обслуживание. Теперь страховщики могут контролировать ключевые процессы и значительно уменьшать расходы на страховую деятельность. Автоматизацию проходят такие рабочие явления, как обновление страховых полисов, выплаты ущерба по автострахованию.

Опыт информатизации страхования РЕСО-Гарантии

Информационно-вычислительный центр компании РЕСО-Гарантия был основан в 1995 году. В то время специалисты тщательно изучали российский рынок, отечественные системы просто отсутствовали. Использование иностранных технологий требовало миллионных инвестиций. 1996 год ознаменовался началом работы над комплексной системой с гибкими механизмами адаптации к существующим требованиям страхования. Ее внедрение стало большим успехом, причина которого кроется в грамотной постановке цели.

Основа бизнеса страхования — страховые продукты с различной направленностью. Они могут быть уникальными для каждого страховщика по одному и тому же виду путем формирования и изменения условий, предлагаемых клиентскому рынку. Все различия должны мгновенно отображаться в разделах бухгалтерского и налогового учета, поэтому если для СК реализуются отдельные компоненты информационной системы (ИС), эти действия не способны внести большую эффективность в страховую сферу. Более того, они создают дополнительные проблемы.

В течение двух лет специалистам РЕСО-Гарантия удалось разработать комплексное решение, направленное на поддержание основных бизнес-процессов организации. В дальнейшем происходило внедрение новых подсистем, обновление уже действующих. Однако больше всего оправдала себя ставка на комплексную схему, гарантирующую связь отчислений, страховых программ, бухгалтерии и перестрахования. Бизнес стал настолько зависим от слаженной работы ИС, что руководством было принято решение о создании целого кластера на основе серверов НР 900. Для обновленной базы характерна большая надежность. При этом система позволяет выполнять следующие важные операции:

  • Вести контроль за 230 агентствами и филиалами с помощью одних лишь программных инструментов;
  • Проводить анализ ошибок и недоработок внутри программы;
  • Отслеживать доходность и рентабельность бизнеса.

Теперь у центрального офиса есть уникальный механизм формирования задач для своих подразделений на базе расчетных алгоритмов их текущих продаж и реализации планов. ИС также способствовало улучшению организационной структуры благодаря созданию единого Центра обслуживания клиентов, работники которого прошли дополнительную подготовку для того, чтобы расширить свои полномочия и получить новые знания. Раньше разные подразделения были вынуждены работать с одними и теми же физическими и юридическими лицами. Сейчас, благодаря наличию нового Центра ресурсы страховщика распределены оптимально, что существенно повышает эффективность бизнеса СК РЕСО-Гарантия.

Важной особенностью данной компании является активная работа в ритейловой сфере. Договоры страхования заключаются не только с крупными корпоративными клиентами, но и с рядовыми гражданами на небольшие суммы. К примеру, в 2002 году было заключено более 120 тысяч соглашений по программе добровольного автострахования, а после вступления в силу Закона об ОСАГО (Федеральный закон №40 от 25.04.2002) в первые 3 месяца страховые полисы были вручены около 385 тысячам лицам. И лишь действующая ИС, которая занимается автоматизацией мелких по объему платежей, способствует развитию и расширению ритейлового бизнеса. Теперь доступно управление портфелем услуг. Аналитики компании могут работать с базой, оперативно вносить изменения и устанавливать тарифы.

Заключение

Чтобы обладать высоким уровнем конкурентоспособности любая страховая компания должна внедрять в свою работу не только уже действующие информационные программы, но и учитывать все преимущества новейших IT-решений. К примеру, автоматизация страхового бизнеса. В крупных солидных СК процессом принятия бизнес-решений управляют информационные технологии, что существенно повышает общие показатели эффективности. При этом их реализацию обеспечивает развитие интернет-сети, веб-сервисов, приложений. Обновление основных процессов и систем способствует постепенному открытию новых перспектив, изменению приоритетов и означает переход от технологий XX века к реалиям XXI.

Советуем почитать: Правовое регулирование и законодательная база страховой деятельности
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще