Автострахование транспортных средств в России
Разговоры о рынке ОСАГО не умолкают уже несколько лет. Реформа, проводимая в сегменте, вызывала много споров, критики и положительных оценок, то есть не все изменения были так однозначны как казалось на первый взгляд. Чем обусловлена необходимость перемен? Какие результаты показывают страховщики и почему их количество на страховом рынке ежегодно снижается? Какими были тенденции развития в 2017 году и чего ждать от 2018-2019?
История возникновения
Отчетной точкой развития страхования транспортных средств можно считать 1984 год, когда было введено понятие авто-комби, подразумевающее защиту не только автомобилей и машин разных типов, но и пассажиров и багажа. Регулирование автозащиты осуществляло постановление Совета Министров №932 от 30.08.1984. При этом о страховании ТС разговоры шли еще с 1924 года на фоне опыта европейских государств, однако конкретных попыток ввести такой вид страхования не предпринималось.
Страхование автогражданской ответственности было введено в России в 1991 году на добровольной основе, при этом широкой популярности не получило. И только в 2002 году правительство разработало концепцию развития обязательного страхования, в соответствии с которой было введено ОСАГО и вступил в силу Федеральный закон №40 от 25.04.2002. Главными задачами ОСАГО было возмещение вреда, нанесенного другому водителю, пассажирам, а также улучшение состояния на дорогах. Система начала работать с 1 июля 2003 года.
Основная статистика рынка
На фоне финансовой стагнации рынка в 2014 году, в следующем 2015 наблюдалось ускорение годовых темпов прироста объема страховым премий. В первую очередь, это было обусловлено первым повышением страховых тарифов на ОСАГО осенью 2014. Большое влияние на итоговый годовой объем собранных премий оказали агентские продажи, которые в сфере обязательного автосрахования составили более 55%. Снизились продажи через автодилеров на 1.5 пунктов по сравнению с 2014 годом, а интернет-продажи так и не получили спроса. Совсем противоположная картина наблюдалась по итогам 2017 года — количество интернет-продаж увеличилось более чем на 1000%. Разумеется, это было связано с введением требования о заключении договоров Э-ОСАГО с 1.01.2017. Основные показатели деятельности в сфере автострахования представлены в таблице ниже.
Критерий оценки
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
---|---|---|---|---|
Количество договоров, млн.ед.
|
42,90
|
39,58
|
38,14
|
38,16
|
Объем взносов, млрд.руб.
|
150,91
|
218,69
|
234,36
|
222,07
|
Число страховых случаев, млн.ед.
|
2,62
|
2,65
|
2,87
|
2,77
|
Объем выплат, млрд.руб.
|
90,30
|
123,57
|
172,64
|
175,51
|
В 2014 году в сегменте работало 99 страховщиков, к концу 2017 года их осталось только 61. Проблемы рынка автосрахования наметились уже тогда, хотя соотношение премий и выплат было положительным — 59, 84%. К сравнению в отчетном периоде 2017 года объем премий демонстрировал уже отрицательную динамику (-5,24%). В период с 2014 по 2017 год произошел ряд значительных изменений, оказавших как положительное влияние на страховщиков, так и отрицательное. Основные из них представлены ниже:
- 2014 год:
- увеличение базового тарифа;
- установление единой методики определения ущерба;
- увеличение лимитов по европротоколу до 50 000 рублей;
- введение прямого возмещения убытков;
- снижение уровня максимально допустимого износа деталей;
- увеличение размера неустойки до 1% в день.
- 2015 год:
- увеличение лимитов выплат за причинение вреда здоровью до 500 000 рублей;
- начало работы бюро страховых историй.
- 2017 год:
- принятие закона о натуральном возмещении ущерба;
- принятие решения об увеличении лимита по европротоколу до 100 000 рублей с июля 2018 года.
Эффект от увеличения тарифных ставок на полисы улетучился слишком быстро. И если сначала тенденции роста были ошеломительны, то к 2016 году страховщикам пришлось наблюдать резкий рост убыточности, то есть объем выплат по страховым случаям стал превышать темп роста премий. Если в 2014-2015 отчетном периоде прирост премий у ТОП-10 страховых компаний составил более 55%, то в отчетном периоде 2015-2016 этот показатель был равен 6,24%. Эксперты Национального рейтингового агентства предполагали, что 2017 год ждет рост доли е-полисов, в остальном же только отрицательная динамика — отказ от лицензий на ОСАГО топовых СК, снижение уровня выплат.
Тенденции развития в 2017
Несмотря на негативные прогнозы, страховщики ждали от 2017 года хотя бы небольшой, но положительной динамики. Однако их ожидания не оправдались. Добровольно отказались от лицензии 6 страховых организаций (как и предрекали эксперты), что сказалось на распределении доли рынка. Первые 10 компаний, входящие в ТОП, утвердили свое положение, получив 78,3% от всех премий по ОСАГО. Лидером оказалась СК «РЕСО-Гарантия» с долей более 16%.
После замены денежных выплат натуральными ожидалось, что коэффициент выплат снизится, однако желаемого эффекта не произошло. У более 15 страховщиков данный коэффициент был равен 77%, для некоторых из них это означало настоящий финансовый крах, поскольку ОСАГО в структуре страхового портфеля занимало более 30% (например, у СК Ангара — 83%, у СК Надежда-Красноярск — 80% и так далее). Основной причиной неоправданных ожиданий стали выплаты по судебным решениям — более 37 миллиардов рублей, выплаты по закону от защиты прав потребителей — более 19,5 миллиардов рублей. Таким образом, 2017 год принес убытки большинству СК, действующих в сегменте.
Прогноз на 2018-2019 гг.
Аналитическое агентство «Автостат», ссылаясь на НРА, предположило, что к концу 2018 года страховщиков, занимающихся ОСАГО, останется менее 50. РСА при этом уточнило, что по состоянию на апрель 2018 их насчитывается всего 59. Этот грустный сценарий вполне может произойти, если страховой коридор по автострахованию не расширят. Последний раз тарифы поднимали еще в 2015 году — на 40%, и с тех пор никаких изменений в ценовой политике не происходило. На фоне терпящих бедствие страховщиков увеличение ставок кажется как никогда актуальным.
ЦБ РФ планирует изменить тарифы с 31 августа 2018 года, в таком случае тарифный коридор составит 2 746-4 942 рублей против 3 432-4 118 рублей. Для страхователей эти перемены будут означать неминуемое повышение стоимости полиса примерно до 7 000 рублей.
Среди прочих изменений, о которых говорят в секторе, можно выделить перестроение работы с КБМ, иное применение коэффициента «возраст-стаж», которые оказывают непосредственное влияние на окончательную стоимость полиса. При этом Зампред ЦБ РФ В. Чистюхин предполагает, что положительной динамики от таких изменений в ближайший год ждать не стоит, то есть нововведения не смогут «вытащить» из убыточности большинство страховых организаций.
Реформирование продолжится осенью 2018 года и потребует внесения изменений в законодательство. Согласно инициативам стоимость каждого полиса будет рассчитываться в индивидуальном порядке, что позволит более точно сегментировать страхователей. Если все перечисленные изменения окажутся успешными, то в 2019 году следует ожидать перехода на свободные тарифы. Как этот переход скажется на конечной стоимости страховки предугадать сложно, однако по опросу одного исследовательского холдинга за введение таких тарифов высказалось 62% опрошенных.
Заключение
Таким образом, проблемы, существующие в сегменте, требуют немедленного реформирования автострахования, поскольку та убыточность, которая существует сегодня не позволяет конкурировать страховым компаниям, снижает их финансовую устойчивость, а в некоторых случаях является причиной отказа от лицензии. Необходимость изменений прослеживается и по опубликованной ЦБ РФ статистике — за первое полугодие 2018 было собрано 46 миллиардов премий, при этом объем выплат составил 32,5 миллиарда.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
-
Страхование как форма гарантии получения денежных сумм в случае непредвиденных неблагоприятных событий в России имеет древнюю историю. Первичные формы ...
-
С течением времени страхование превратилось из частных контрактов на страхование отдельных рисков в мощную индустрию по минимизации потерь практически ...
-
В связи с растущей потребностью в страховании и увеличением роли страховых компаний в жизни и деятельности людей необходимость в обязательном регулиро ...
-
Страховой бизнес является составляющей частью рынка финансов и в данной сфере осуществляется движение значительных денежных потоков. Кроме того, деяте ...