Наверх

Сущность страховых правоотношений

Основы страхования РФ закреплены в Конституции РФ. Кроме тех положений, которые отражены в ней, осуществление деятельности страхового характера регулируется правовой базой, состоящей как из нормативных актов общего характера, так и из тех, которые касаются более узких отраслей, где используется или применяется страхование. В первую очередь регулирование страхования относится к нормам гражданского и финансового плана, которые могут определять основные моменты взаимоотношений между страховщиками и страхователями, основные аспекты движения денежных средств и порядок решения спорных вопросов.

Взаимодействие между субъектами страхования

Под страховыми правоотношениями понимают те, которые регулируются Законом РФ №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ», отдельными Постановлениями Правительства РФ, а также прочими законами федерального уровня, ГК РФ. Страховое правоотношение причисляют к общественному, урегулированному нормами права. При этом участники таковых правоотношений выступают в роли носителей прав и обязанностей в общей сфере страхования.

Рассматривая такие отношения, стоит отметить, что они возникают в результате того, что государство при помощи нормативных актов устанавливают определенные нормы и правила, каких придерживаются страхователи, страховщики и те лица и организации, которые имеют отношение к страхованию. Субъектами же страховых правоотношений являются непосредственно лицо или организация, принимающая на себя обязательство по страховке, а также страхователь, который заключает договор со страховщиком, и государство, выступающее в роли контролирующего органа.

Признаки правоотношений и их возникновение

Возникновение таких правоотношений имеет место либо на основании заключенных соглашений страхования, в том случае, если оно является добровольным, либо при возникновении определенных условий, при которых согласно регулирующему законодательству наступает обязательное. При этом в некоторых случаях (к примеру, при оформлении полиса ОСАГО) от страхователя все равно потребуется дополнительное заключение договора. В качестве отличительных признаков правоотношений стоит выделить следующие:

  • Идеологический характер таких отношений. Это связано с тем, что как само возникновение, так и последующее изменение или их прекращение осуществляется посредством правосознания субъектов;
  • Волевой характер, поскольку возникновение такого рода правоотношений является результатом изъявления воли всех участников;
  • Страховое правоотношение носит двусторонний характер. Таким образом оно выражается в связи участников при помощи их субъективных прав и юридических обязанностей, возникающих с момента вступления в силу договора;
  • Отношения сторон страхования всегда взаимосвязаны. Из определенных действий одной из сторон вытекают определенные права или обязанности другой стороны или лиц и организаций, чьи интересы могут быть затронуты;
  • Наличие у страховых правоотношений регулирующей роли, поскольку именно она и определяет нормы и правила определенных действий по отношению ко всем участникам и сторонам договора.

Кроме того, некоторыми особенностями страховых правоотношений, выделяющих их среди прочих, является то, что их относят к сложного рода отношениям, поскольку в них могут участвовать несколько различных субъектов. Причем это выражается не только по отношению к сторонам соглашения и заинтересованным лицам и организациям, но и к тем субъектам, которые могут регулировать их действия, определяя права и обязанности, выполняя надзорную функцию и имеющую право на приостановление деятельности некоторых страховщиков.

Классификация и виды

Страховые отношения имеют несколько различных классификаций, которые рассматривают их по разного рода признакам. Так, они могут быть добровольными или обязательными. К добровольным относятся те виды, которые возникают на основании заключенного договора страхования по обоюдному желанию сторон — страховщика и страхователя. Обязательным называют то, при котором обязанность заключения договора определяется на основании действующих федеральных законов. В зависимости от того, каков будет характер правоотношений, они могут делиться на охранительные или регулятивные. Регулятивные отношения относятся к нормального рода развивающимся и возникают на основании поведений субъектов, относящихся к правомерным. Охранительные уже являются более сложным видом и могут возникать на основании правонарушений. В качестве примера можно привести ситуацию, когда страховой случай по договору наступил, а страхователь в оговоренные сроки не уведомил его об этом. В таком случае и реализуется охранительная сторона правоотношений, когда каждая из сторон доказывает правомерность своих действий на основании законодательства и пунктов договора.

Страховые правоотношения и их сущность

По тому, каков будет объект страхования, правоотношение может разделяться на имущественное и личное. Если имеет место имущественное, в таком случае объектом будет выступать имущество страхователя, к которому могут относиться любые материальные ценности — объект недвижимости, транспортное средство, прочие вещи, представляющие ценность для субъекта. Личное страхование подразумевает в качестве объекта принадлежащие страхователю неотчуждаемые блага нематериального характера, к которым могут относиться жизнь или здоровье отдельного лица.

Заключение

Итак, страховыми правоотношениями называют те, которые возникают в результате предоставления услуг одними лицами (страховщиками) и принятия таких услуг страхователями, при этом они регулируются соответствующими нормативными и законодательными актами, действующими на территории РФ. Страховые правоотношения имеют определенные признаки, выделяющие их из прочих отношений, возникающих между субъектами. В зависимости от определенных характеристик правоотношения такого рода могут делиться на различные виды и быть добровольным или обязательным, имущественным или личным и т.д.

Советуем почитать: Автоматизация страхового бизнеса: история и практика
Рейтинг: 0/5 (0 голосов)
Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

+7 (495) 980-97-90(доб.589) Москва, Московская область
+8 (812) 449-45-96(доб.928) Санкт-Петербург, Ленинградская область
+8 (800) 700-99-56(доб.590) Регионы (звонок бесплатный для всех регионов России)

Читать еще